Судебный акт
О включении периодов работы в льготный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости
Документ от 15.07.2014, опубликован на сайте 01.08.2014 под номером 46269, 2-я гражданская, о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Касымова Э.Р.                                                                       Дело № 33-2365/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 июля 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Чурбановой Е.В. и  Фоминой В.А.,

при секретаре Шаряевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Стрелковой Е*** М*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12.05.2014 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования Стрелковой Е*** М*** к Управлению пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области включить в специальный стаж Стрелковой Е*** М*** период нахождения на курсах повышения квалификации с ***.2006 года по ***.2006 года.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Стрелковой Е.М., представителей третьего лица ООО «Медгард-Ульяновск» Шушпанова С.Д., Уваровой Т.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Стрелкова Е.М. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обосновании иска указала, что она обратилась в Управление Пенсионного фонда (ГУ) РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске  Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика в ее специальный стаж не были включены периоды: с ***.1984  по ***.1987 в качестве медицинской сестры профилактория совхоза “К***”, с ***2011 а по ***2013  в качестве медицинской сестры процедурной в ООО “М***”, с ***.2006  по ***.2006 - период нахождения на курсах повышения квалификации на базе Г*** по специальности “Сестринское дело в терапии”.

Просила признать решение УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области № *** от 19.12.2013  об отказе в назначении пенсии незаконным; обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж и обязать назначить ей трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением 25.11.2013 года.

Определением суда от 12.05.2014  производство по делу в части требований Стрелковой Е.М. к Управлению пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периода работы с ***.1984 года по ***1987 года в качестве медицинской сестры профилактория совхоза “К***”, прекращено в связи с имеющимся  вступившим в законную силу решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 30.10.2008 по тем же требованиям.  

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Стрелкова Е.М. не соглашается с решением суда в части не включения в ее специальный стаж периода работы с ***.2011 по ***.2013 в качестве медицинской сестры процедурной в ООО «М***». Указывает при этом, что данная организация  относится к лечебным, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Полагает, что главным условием , определяющим  право на досрочную трудовую  пенсию медицинским работникам, является  вид деятельности работника, а не правовой статус учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Таким образом,  в стаж для назначения пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности  должна включаться работа в любых организациях, независимо от формы их собственности.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления Пенсионного фонда (ГУ) РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области, представителя третьего лица ГОУ ВПО УлГУ, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Стрелкова Е.М. 25.11.2013 обратилась в  Управление Пенсионного фонда (ГУ) РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске  Ульяновской области с заявлением о назначении  досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске  от 19.12.2013  в назначении указанной пенсии истице было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. При этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, истице не были включены в том числе  периоды ее работы: с ***2011 по ***.2013 –медицинской сестрой  процедурной в ООО «М*** с ***2006 по ***.2006 нахождение на курсах повышения квалификации  на базе Г*** по специальности «Сестринское дело в терапии».

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации»  право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вне зависимости от возраста, имеют лица, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ).

В выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий, должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066.

В настоящее время (с 14.11.2002 года) действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781.

Согласно указанным спискам правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются медицинские сестры процедурные, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения исключительно в учреждениях здравоохранения.

Согласно  п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абзац первый пункта 1 статьи 120 ГК РФ), тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (пункт 2 статьи 50 ГК РФ).

Как следует из представленных правоустанавливающих документов ООО «М***» является коммерческой организацией и к учреждениям не относится.

Поскольку  ООО «М***» хотя и является организацией, оказывающей  медицинские услуги населению, однако по своей организационно-правовой форме не относится к учреждениям, суд правомерно отказал  истице во включении в специальный стаж периода ее работы в должности медицинской сестры процедурной ООО «М***» с ***2011 по ***9.2013.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ее должностные обязанности тождественны должностным обязанностям медицинской сестры процедурной в учреждении здравоохранения, и отказ в зачете указанного периода в специальный стаж приводит к дискриминации при осуществлении пенсионных прав,   основаны на неверном толковании закона.

Так, льготное исчисление стажа связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному  воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях, при этом  учитываются  также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности лечебных организаций.

Согласно разъяснению Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 04.03.2004 года № 81-0, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации).

Аналогичная позиция изложена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 84-0. В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для лиц, занимающихся деятельностью по охране здоровья населения, льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. В связи с этим право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов. Поэтому законодатель выделил в особую категорию лиц, чья трудовая деятельность по охране здоровья населения проходила в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки.

Для отдельных категорий работников, каковыми являются и медицинские работники, повышение квалификации является обязательным условием работы.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы, должность и средняя заработная плата.

Соответственно период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

В период с ***.2006  по ***.2006 Стрелкова Е.М. находилась на курсах повышения квалификации на базе Г***

Данный период относится ко времени работы истицы в ГУЗ “О***” в должности медицинской сестры с ***.2003  по ***.2011 , который включен ответчиком в специальный стаж периодами: с ***.2003 года по ***.2006  и с ***.2006  по ***.2011.

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно обязал ответчика включить в специальный стаж истицы  период нахождения ее на курсах повышения квалификации с ***.2006 по ***.2006.

Решение в данной части сторонами не оспаривается.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалобы судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от  12 мая 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Стрелковой Е*** М*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи