Судебный акт
Об обязании провести капитальный ремонт
Документ от 08.07.2014, опубликован на сайте 25.07.2014 под номером 46238, 2-я гражданская, об обязании произвести капитальный ремонт дома, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Усова В.Е.                                                                           Дело № 33-2218/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         08 июля 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Бабойдо И.А. и Костенко А.П.,

при секретаре Павлове Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Грызунова А*** Н***, Касаткиной О*** К***, Поповой В*** П*** к администрации г. Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести ремонт системы электрооборудования, оконных и дверных блоков, системы отопления  в  подъездах №№ 1,3,и 4, системы центрального отопления и водоотведении в подвальном помещении, электрических инженерных сетей в подвальном помещении многоквартирного жилого дома № *** по улице *** в городе Ульяновске.

В остальной части исковых требований Грызунову А*** Н***, Касаткиной О*** К***, Поповой В*** П***  -  отказать.    

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Грызунов А.Н., Касаткина О.К., Попова В.П. обратились в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства,  к администрации города Ульяновска о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** в  г.Ульяновске.

В обоснование исковых требований указали, что они являются собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** г.Ульяновска на основании договоров передачи квартир в собственность в порядке приватизации. Указанный дом сдан в эксплуатацию в 1962 году, представляет собой 5-этажный, 4-подъездный дом, с момента ввода в эксплуатацию его капитальный ремонт ни разу не производился.

Полагая, что произвести капитальный ремонт должна администрация г.Ульяновска, у которой такая обязанность возникла до введения в действие  Жилищного кодекса РФ от 2005 года, истцы просили обязать ответчика произвести капитальный ремонт подъездов №1, №3, №4 дома, с заменой электропроводки, оконных блоков, дверных конструкций в подъездах, ремонт стен подъездов со снятием старой штукатурки и полным ее восстановлением, окраской и побелкой; произвести капитальный ремонт систем отопления в подвале, капитальный ремонт систем водоотведения в подвале дома; произвести замену входных дверных блоков, покрытия крыши арок входа в подвальные помещения, замену всей электропроводки в подвальных помещениях, замену вентиляционных окон в подвальных помещениях, замену желобов и трубопроводов наружного водостока с крыши.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска, не соглашаясь с решением суда в части  возложения  на  администрацию обязанности  по  производству капитального ремонта, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов указывает на то, что осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе проведение работ по капитальному ремонту, не входит в полномочия администрации г.Ульяновска, которая не состоит в договорных отношениях с истцами. Денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт вышеназванного жилого помещения, в бюджет муниципального образования не поступают. Жилые помещения, в которых проживают истцы, принадлежат им на праве собственности. В соответствии с п.3 ст.30 ЖК РФ собственники жилых помещений несут бремя содержания данного помещения и общего имущества  собственников  помещений в многоквартирном доме. По мнению ответчика, производство данных работ является лишь правом органов местного самоуправления. Указывает, что организация и проведение ремонта, в том числе капитального, входит в обязанность управляющей компании. Разрушение системы электрооборудования, оконных и дверных блоков, системы отопления  в  подъездах №№ 1,3,и 4, системы центрального отопления и водоотведении в подвальном помещении, электрических инженерных сетей в подвальном помещении многоквартирного  дома  могло не быть, если бы исполнялись своевременно необходимые работы управляющей организацией ОАО «ГУК Заволжского района».

В  отзывах на апелляционную жалобу Грызунов А.Н., Касаткина О.К. и Попова В.П. просят оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено, что дом № *** по ул.*** в г.Ульяновске является многоквартирным жилым домом, управление которым осуществляет ОАО «ГУК Заволжского района».

Указанный жилой дом сдан в эксплуатацию в 1962 году. С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более 50 лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился. Доказательства обратного в дело представлены не были.

 

01.08.2008 многоквартирный жилой дом №*** по улице *** в городе Ульяновске был передан от УМУП ЖКХ «Заволжский» в управление ОАО «ДК Заволжского района».

Материалами дела установлено, что в указанном многоквартирном доме имеются жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности (в том числе перешедшие им в порядке приватизации), а также жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма и находящиеся в муниципальной собственности.

Истцы Грызунов А.Н., Попова В.П., Касаткина О.К. являются собственниками квартир в указанном жилом доме.

Актами обследования жилого дома № *** по ул.*** в г.Ульяновске от  31.03.2014 года, составленными специалистом-экспертом Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, подтверждается наличие следов глубокой коррозии системы отопления в подвале дома, необходимость капитального ремонта канализации в подвальном помещении данного дома, неудовлетворительное состояние системы электроснабжения в доме и в подвале дома, необходимость полного капитального ремонта подъездов №№ 1,3,4 жилого дома.

Из акта от 10.12.2003 года о составе и состоянии общего имущества многоквартирного дома, составленного при передаче дома от ФГУП «ПО «УМЗ» УМУП ЖКХ «Заволжский» на момент передачи жилого дома по адресу: г.Ульяновск, ул. ***, усматривается, что в доме требовался капитальный ремонт системы отопления, канализации, электрооборудования, ремонт лестничных клеток, полная замена оконных блоков,  входных дверей.

Согласно акту о составе и состоянии общего имущества многоквартирного дома при передаче дома  от УМУП ЖКХ «Заволжский» в ОАО «ДК Заволжского района» (2008 год)  вышеперечисленным системам также требовался ремонт.

В актах общего (весеннего, осеннего) осмотра здания за 2012 и 2013 годы указано на необходимость капитального ремонта систем отопления и канализации, а также электрооборудования, лестничных клеток.

Верно определив значимые для дела обстоятельства, надлежаще оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на администрацию г.Ульяновска обязанности по выполнению работ по ремонту системы электрооборудования, оконных и дверных блоков, системы отопления в подъездах №№ 1, 3 и 4, системы центрального отопления и водоотведении в подвальном помещении, электрических инженерных сетей в подвальном помещении многоквартирного жилого дома №*** по улице *** в городе Ульяновске, поскольку необходимость указанного ремонта подтверждена представленными в дело доказательствами.

Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика о том, что выполнение работ по проведению капитального ремонта в полномочия администрации г.Ульяновска не входит.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г., к перечню текущих работ относятся: восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции; смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений оконных и дверных заполнений; восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крылец; восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах; установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, электроснабжения здания, внутридомовой системы вентиляции; вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств; ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток и т.д.; к капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, замена внутриквартирных инженерных сетей (приложение № 8 п. 2, 3, 5).

Согласно п.2  Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме  в состав общего имущества многоквартирного дома включаются помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). В силу  п. 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312) капитальный ремонт подразделяется на: комплексный и выборочный.

Комплексный капитальный ремонт охватывает здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняют физический и моральный износ здания, то есть предусматривается одновременно восстановление изношенных конструктивных элементов, инженерного оборудования и повышение степени благоустройства здания в целом.

Выборочный капитальный ремонт охватывает отдельные конструктивные элементы здания или его инженерного оборудования, при котором устраняется физический износ. При этом осуществляют ремонт, замену, усиление конструкций и оборудования, неисправность которых может ухудшить состояние смежных конструкций и повлечь за собой повреждение или разрушение.

Учитывая, что уже в 2003 году, т.е. на момент передачи указанного жилого дома в УМУП ЖКХ «Заволжский», срок эффективной эксплуатации систем водоотведения, отопления указанного жилого дома истек, суд сделал верные выводы в решении, что указанные нормативные акты предписывают необходимость проведения капитального ремонта отдельных элементов жилого дома, а, следовательно, и капитального ремонта систем водоотведения, отопления.

Принимая во внимание представленные в дело доказательства, в том числе пояснения истцов, которые согласуются между собой и с содержанием актов обследования жилого дома в части имеющихся недостатков функционирования систем водоотведения, центрального отопления, а также то, что капитальный ремонт указанных элементов в данном доме не производился, а проводимый ОАО «ДК Заволжского района» текущий ремонт отдельных участков этих элементов не устранил имеющиеся недостатки дома, суд правильно удовлетворил  заявленные исковые требования в части.

Возложение на администрацию города обязанности по капитальному ремонту дома согласуется с требованиями статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми собственники жилых помещений, в том числе граждане, приватизировавшие жилые помещения, несут обязанность по производству капитальных ремонтов после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, суд правильно  указал в решении, что обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений после исполнения этой обязанности бывшим наймодателем.

Ссылка  в жалобе на то, что организация и проведение капитального ремонта входит в обязанность управляющей компании,  не может быть принята во внимание.

Согласно части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Доказательств, подтверждающих факт предоставления ответчиком управляющей домом компании бюджетных средств на капитальный ремонт элементов дома № *** по ул.***  в г.Ульяновске, не представлено.

Другие доводы жалобы существенными не являются, на правильность постановленного по делу решения они не влияют.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

Руководствуясь  ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: