Судебный акт
Спор о признании права на жилое помещение и заключении договора социального найма
Документ от 24.06.2014, опубликован на сайте 16.07.2014 под номером 45913, 2-я гражданская, об обязани заключить договор социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                    Дело № 33-1961/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         24 июня 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Хреновой Г.И. и Аладина П.К.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Грудининой В*** М*** и Грудинина С*** Н*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 марта 2014 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Грудининой В*** М***, Грудинина С*** Н***, выступающего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Г*** К*** С***, к администрации города Ульяновска, КУГИЗ администрации города Ульяновска, ФГУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений МО РФ», Министерству обороны РФ,  ТУ Росимущества в Ульяновской области о признании права пользования квартирой, возложении обязанности заключить договор социального найма  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Хреновой Г.И., объяснения Грудинина С.Н., Грудининой В.М. и их представителя Луконина А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия    

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Грудинины В.М. и С.Н. обратились в суд с иском  в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Г*** К.С., к администрации             г. Ульяновска, КУГИЗ администрации г. Ульяновска о признании права пользования квартирой, расположенной по адресу: г. Ульяновск, Военный городок № ***, дом № ***, квартира № ***, и возложении обязанности заключить договор социального найма.

Требования мотивировали тем, что спорная квартира была предоставлена им, как нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи со службой в армии и с разрешения командира части № 1208. Данная квартира находится в доме барачного типа, была длительное время заброшена, требовался текущий и капитальный ремонт. В ней они проживают постоянно, оплачивали за жильё, произвели ремонт, содержат квартиру в надлежащем состоянии, тем самым исполняют обязанности по договору социального найма жилого помещения. Данная квартира является единственным местом проживания семьи, других жилых помещений на праве пользования и на праве собственности не имеют. В настоящее время квартира является собственностью муниципального образования «Город Ульяновск». Они в спорном жилом помещении не зарегистрированы. В октябре 2013 года обратились в отдел по учёту и распределению жилой площади КУГИЗ администрации города Ульяновска по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения. Письмом от 28.11.2013 № 32970-13 им было отказано в связи с тем, что не представлен правоустанавливающий документ на вселение в жилое помещение и отсутствует регистрация по данному адресу. Считают отказ неправомерным.   

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: воинская часть № 1208, Военный комиссариат Ульяновской области, ФГКУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений МО РФ», ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны РФ,  ТУ Росимущества в Ульяновской области, ОАО «Славянка», Грудинин Н.Г., Грудинина Л.С., Грудинин Р.Н.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Грудинины В.М. и С.Н. просят отменить решение суда, ссылаясь на то, что отсутствие правоустанавливающих документов и регистрации в спорном жилом помещении не является основанием для отказа в признании факта сложившихся договорных отношений между ними и наймодателем. По их мнению, вселение в спорное жилое помещение не может быть расценено как самовольное, так как они вселились по распоряжению  командира воинской части. В остальном доводы жалобы, аналогичны доводам искового заявления. 

В возражении на апелляционную жалобу ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ указывает на то, что решение суда законно и обоснованно. Истцами не представлено суду доказательств тому, что в период прохождения службы Грудинину С.Н. было выделено спорное жилое помещение. Решение ЖБК и Ульяновской КЭЧ о предоставлении спорной квартиры также отсутствует.

В судебное заседание ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям, возникшим до 1 марта 2005 года, применяются нормы Жилищного кодекса РСФСР. Учитывая, что спорные правоотношения, связанные с вселением истца в спорное жилое помещение возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то при рассмотрении обстоятельств, связанных с данным вселением, подлежат применению нормы ЖК РСФСР.

В соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (ст. 104 ЖК РСФСР).

Согласно ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Из материалов дела следует, что с 2001 года Грудинин С.Н. с женой и дочерью были зарегистрированы в двухкомнатной квартире № ***, дома № *** в Военном городке № *** г. Ульяновска. Нанимателем квартиры являлся Грудинин Н.Г. – отец истца. Вместе с ними в квартире были зарегистрированы Грудинина Л.С. и Грудинин Р.Н., жена и сын нанимателя. Во время рассмотрения данного дела истцы снялись с регистрационного учета по указанному адресу.

Данное жилое помещение находилось в собственности Российской Федерации и оперативном управлении ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений».

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 08.11.2011 года № 2128, постановления администрации города Ульяновска от 05.09.2012 года № 3912 и акта приема- передачи домовладения от 07.01.2012 года домовладение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, военный городок № *** дом № *** передано в муниципальную собственность города Ульяновск.

Истец проходил службу в войсковой части № 1208 по контракту с 16 октября 1995 года по 03.03.2001 года.

Доказательств тому, что Грудинину С.Н. и его семье в период службы было выделено спорное жилое помещение – квартира № *** в указанном доме, суду не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жи­лыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совме­стно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предос­тавляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15 настоящего Федерального закона.

Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Пра­вительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 06.09.1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внут­ренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных усло­вий в избранном постоянном месте жительства» возложило на Министерство обороны Российской Федерации определить порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями ранее определялся приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федера­ции» (данный документ утратил силу на основании приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010г. №1297).

Пункт 26 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации» предусматривал, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на по­лучение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме с одновремен­ным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляе­мых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Таким образом, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помеще­ний (улучшении жилищных условий), осуществлялся не только жилищными комиссиями воинских частей, но и довольствующими КЭЧ районов.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010г. «О реор­ганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», ФГУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района» реорганизована путем присоединения к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Жилищное обеспечение военнослужащих после 9 ноября 2010 года, то есть после издания приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010г. № 1280 «О предоставлении воен­нослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» осуществляет ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации»

Из материалов дела следует, что истец с семьей на период прохождения военной службы был обеспечен служебным жильем по адресу: г. Ульяновск, военный городок № ***, дом *** , кв. ***, где  они и были зарегистрированы.

Доказательств тому, что истец и его семья  была признана  в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также, что после окончания срока действия служебного контракта истец имел право на  предоставление ему и его семье жилых помещений в собственность бесплатно либо на получение субсидии на приобретение жилья, суду не предоставлено.

Кроме того, истец не отрицал, что на учет нуждающихся в жилых помещениях он не вставал. Он прослужил по контракту только 5 лет, уволился в связи с окончанием срока контракта.

В октябре 2013 года истцы обратились в КУГИЗ администрации города Ульяновска о заключении договора социального найма на квартиру № *** в доме № *** в Военном городке № ***.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 14.11.2013 Грудининым отказано в заключении договора социального найма в связи с тем, что правоустанавливающий документ на квартиру не представлен, регистрация по указанному адресу отсутствует.

Доводы жалобы о том, что в спорную квартиру истцы вселились на законном основании по распоряжению командира войсковой части, обоснованно не приняты судом как основание для удовлетворения иска.

Пояснениям свидетелей А*** В.Г., Р*** С.Л. и Ш*** Н.А о том, что Грудинины вселились в квартиру № *** по распоряжению командира части и было принято решение комиссии, судом дана надлежащая правовая оценка, сомневаться в которой оснований не имеется.

Письменных доказательств вселения в квартиру на законных основаниях истцами суду не представлено, поэтому суд правильно указал в решении, что Грудинины вселились в спорную квартиру самовольно.

Доводы жалобы о том, что до 2012 года истцы вносили квартплату за жилье, приводились в обоснование иска и являлись предметом исследования судом первой инстанции и правильно оценены.

Судебная коллегия полагает, что спор судом разрешен правильно, исходя из установленных по делу обстоятельств, представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований материального закона.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Грудининой В*** М*** и Грудинина С*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи