Судебный акт
Видеонаблюдение в школе
Документ от 17.06.2014, опубликован на сайте 12.07.2014 под номером 45866, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и понуждении к оборудованию здания системой видеонаблюдения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гончарова И.В.                                                 Дело № 33 – 1942/2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          17 июня 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Федоровой Л.Г., Логинова Д.А.

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» Тигина В.П. на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2014 года, которым постановлено:

Иск прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области, отделу образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и обязании оборудовать здание системой видеонаблюдения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области, отдела образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в части не оборудования здания муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области системой видеонаблюдения.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области, отдел образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01.09.2014 года оборудовать здание муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области системой видеонаблюдения.

Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области и отдела образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области государственную пошлину в доход местного бюджета по *** рублей с каждого.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г. по делу, пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился с иском, впоследствии уточненным, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области, отделу образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и обязании оборудовать здание системой видеонаблюдения.

В обоснование иска указывает, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений установлено, что в помещении муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области отсутствует система технического контроля (видеонаблюдения), что противоречит федеральному законодательству в части ненадлежащего содержания помещения образовательного учреждения, что ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье детей и работников учреждения.

Требования законодательства об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности в образовательном учреждении школе с. Тиинск надлежащим образом не исполняются. Состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения находится не на должном уровне.

Имеющееся нарушение требований норм антитеррористического законодательства нарушает права, свободы и интересы обучающихся несовершеннолетних учащихся, так и других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и нормативно-правовых актах.

Просил признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области, отдела образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в части не оборудования здания муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области системой видеонаблюдения и обязать муниципальное казенное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области, отдел образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01.09.2014 года оборудовать здание муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Тиинск Мелекесского района Ульяновской области системой видеонаблюдения.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Глава администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает, что номы закона прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий устанавливать систему видеонаблюдения не предусматривают.

Прокурор не указал в исковом заявлении закон, который предусматривал бы обязанность муниципального района оборудовать образовательные учреждения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию, системой видеонаблюдения.

Эксплуатация здания школы при отсутствии системы видеонаблюдения не нарушает установленные требования технических, санитарных норм, обеспечивающих безопасность, а также права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения.

Полагает, что нормативного закрепления обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения не имеется.

 

Дело по апелляционной жалобе рассматривается судебной коллегией в отсутствие ответчиков по делу, извещенных о месте и времени  судебного заседания надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Мелекесского района на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В силу положений ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии со ст.2 Федерального закона  от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"  основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и  гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» предусматривал, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. (ст. 51).

Пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующий в настоящее время, предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с пунктом 5.39 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы112".

Из материалов дела следует, что прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проведена проверка исполнения муниципальным казенным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа  с.Тиинск Мелекесского района законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.

В ходе проверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения. Факт отсутствия системы видеонаблюдения ответчиками не оспаривается.

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тиинск находится в ведомственном подчинении Отдела образования  Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области.

Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (в ред. от 11.03.2011 № 166), в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.

Приказом от 11.11.2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Принимая во внимание вышеуказанные акты, а также, учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении охраны и системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в здании Муниципального казенного образовательного учреждения  средняя общеобразовательная школа  с. Тиинск системы видеонаблюдения.

Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы администрации муниципального образования «Мелекесский район» о том, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное наличие видеонаблюдения в образовательных учреждениях.

Отсутствие в образовательных учреждениях систем видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья.

Таким образом, учитывая выше установленные обстоятельства и требования закона, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в Муниципальном казенном образовательном учреждении  средняя общеобразовательная школа  с. Тиинск системы видеонаблюдения.

Согласно Уставу МКОУ средняя общеобразовательная школа с.Тиинск учредителем школы является муниципальное образование «Мелекесский район», школа является юридическим лицом, обладает на праве собственности и в оперативном управлении обособленным имуществом.

В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Следовательно, администрация муниципального образования «Мелекесский район», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Судебная коллегия, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает выводы суда правильными.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно. Решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи