Судебный акт
О понуждении к постановке на учет недвижимого имущества
Документ от 17.06.2014, опубликован на сайте 21.07.2014 под номером 45831, 2-я гражданская, об обязании принять меры к постановке на учет недвижимого имущества, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                  Дело № 33-1989/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         17 июня 2014 г.                                                                      

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е. и Фёдоровой Л.Г.,

при секретаре Годуновой Е.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 марта 2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области  в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.10.2014 принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации - Ульяновской области недвижимого имущества – а именно: скотомогильника, расположенного около 1 км к западу от села Никольское Кузоватовского района Ульяновской области.

Обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.10.2014 обустроить скотомогильник, расположенный около 1 км к западу от села Никольское Кузоватовского района Ульяновской области в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации, а именно:

-        с внутренней стороны забора скотомогильника по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта; обустроить перекидной мост через траншею;

-        над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м;

-        оборудовать  удобные подъездные пути к скотомогильнику;

-        ворота скотомогильника и крышки биотермических ям закрыть на замки, ключи от которых хранить у специально назначенных лиц.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения представителя Правительства Ульяновской области Гордеевой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе  Колгановой Е.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с  иском  к Правительству Ульяновской области, в котором просил:

возложить обязанность в срок до 01.10.2014 принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации - Ульяновской области недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного около 1 км к западу от села Никольское Кузоватовского района Ульяновской области;

возложить обязанность в срок до 01.10.2014 обустроить скотомогильник, расположенный около 1 км к западу от села Никольское Кузоватовского района Ульяновской области в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации, а именно:

-        с внутренней стороны забора скотомогильника по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта; обустроить перекидной мост через траншею;

-        над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м;

-        оборудовать удобные подъездные пути к скотомогильнику;

-        ворота скотомогильника и крышки биотермических ям закрыть на замки, ключи от которых хранить у специально назначенных лиц.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Кузоватовского района с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Ульяновской области была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при эксплуатации скотомогильников на территории Кузоватовского района, в ходе которой установлено, что на территории МО Еделевское сельское поселение Кузоватовского района в западном направлении от села Никольское на расстоянии около 1000 м от населенного пункта расположен скотомогильник.

Данный скотомогильник в настоящее время используется по назначению, однако в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации не обустроен.

Так, в нарушение пунктов 5.6, 5.8, 5.10 и 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 04.12.1995 № 13-7-2/469, траншея по периметру скотомогильника обвалилась и заросла травой, крышка люка скотомогильника на замок не закрыта, а отодвинута в сторону, ворота на скотомогильнике открыты, в связи с чем на территорию скотомогильника возможен доступ посторонних лиц и бродячих животных, подъездные пути заросли травой, навес над ямой разрушен.

В соответствии с действующим законодательством вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Главным государственным ветеринарным инспектором по Кузоватовскому, Николаевскому, Новоспасскому, Радищевскому, Павловскому,  Старокулаткинскому районам было принято решение от 24.08.2012 № 03-00048 о запрещении эксплуатации и закрытии места утилизации биологических отходов (скотомогильника), находящегося в населенном пункте с. Никольское.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013
№ 302-П утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области. Согласно п. 1.3 Порядка под неиспользуемым скотомогильником понимается участок земли площадью не менее 600 кв. м, имеющий одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям. В соответствии со ст. 1.4 Порядка требования настоящего Порядка не распространяются, в том числе на действующие (используемые) скотомогильники.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что скотомогильник  используется по настоящее время, соответственно, он не может быть ликвидирован в соответствии с требованиями  указанного Порядка, должен быть приведен в соответствие с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации.

Существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает ее надлежащее состояние и контроль за использованием, представляет угрозу для жизни людей. Несоблюдение установленных законодательством требований может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь, здоровье граждан будут поставлены под угрозу.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области,  не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, поскольку оно вынесено с нарушением норм процессуального и материального права.

Судом неверно применена статья 225 ГК РФ, поскольку названная норма определяет специального субъекта, обладающего правом обращения с требованиями в отношении бесхозяйной вещи, которым является муниципальный орган.

Является неверным вывод суда о том, что скотомогильник должен быть поставлен на учет как имущество, являющееся собственностью субъекта Российской Федерации, поскольку он не может являться собственностью субъекта Российской Федерации.

Не принят во внимание судом  тот факт, что государственным ветеринарным инспектором по Кузоватовскому району Ульяновской области  вынесено решение о запрещении эксплуатации скотомогильника. 

Таким образом, требование прокурора Кузоватовского района Ульяновской области о принятии мер к постановке на учет спорного объекта в виде скотомогильника необоснованно и незаконно, поскольку данный скотомогильник закрыт и отсутствует предмет спора.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Кузоватовского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу МУ администрация МО Еделевское  сельское поселение считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу  не подлежащей удовлетворению.

Представители МУ администрации МО Еделевское сельское поселение, Департамента ветеринарии Ульяновской области, ОГУ «Кузоватовская районная станция по борьбе с болезнями животных», Управления Россельхознадзора по Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы  Правительства Ульяновской области, возражения на жалобу старшего помощника прокурора Кузоватовского района Ульяновской области, МУ администрация МО «Еделевское  сельское поселение»  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В силу статья 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статьям 5 и 6  Федерального  закона  от  6  октября  2003  года  N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер по постановке на учет  как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника (ямы Беккари), расположенного около 1 км. к западу от села Никольское Кузоватовского района Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы, суть которых сводится к несогласию с указанным выводом суда первой инстанции, являются несостоятельными.

Ссылки в жалобе на то, что спорный объект является федеральной собственностью, основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения он повлечь не может.

Доводы апелляционной жалобы о том, что скотомогильник запрещен к эксплуатации, не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения и не является основанием для его отмены.

Главным государственным ветеринарным инспектором по Кузоватовскому району 24 августа 2012 года было принято решение о запрещении эксплуатации и закрытии места утилизации биологических отходов (скотомогильника), находящегося в населенном пункте с. Никольское, ввиду его безопасности для окружающей среды и  населения и отсутствия биологических отходов для захоронения.

Однако в ходе проведенной прокуратурой Кузоватовского района проверки было установлено, что указанный скотомогильник используется по настоящее время, поскольку на момент проверки в нём имелись полуразложившиеся трупы животных.

Постановлением Правительством Ульяновской области от 17 июля 2013 года № 302-П утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1.2 Порядка  он устанавливает последовательность проводимых на территории Ульяновской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников, не имеющих собственника или собственник которых неизвестен.

Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что под неиспользуемым скотомогильником понимается участок земли площадью не менее 600 кв.м, имеющих одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет  не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям.

Согласно п. 1.4 Порядка его требования  не распространяются, в том числе на действующие (используемые) скотомогильники.

Поскольку скотомогильник используется и по настоящее время, он в соответствии с требованиями Порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области ликвидирован быть не может, соответственно, суд первой инстанции правомерно возложил на Правительство Ульяновской области обязанность привести его в соответствие с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации.

Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену судебного решения.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи