Судебный акт
Об обязании оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения
Документ от 03.06.2014, опубликован на сайте 26.06.2014 под номером 45727, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия в части необорудования здания школы системой видеонаблюдения, возложении обязанности оборудовать здание школы системой видеонаблюдения в срок до 31.12.2014 г., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                    Дело № 33 – 1858/2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                         03 июня 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Логинова Д.А. и Костюниной Н.В.,

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации МО «Николаевский район» и Правительства Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 03 марта 2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Николаевского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Муниципального образовательного учреждения Баевская средняя общеобразовательная школа, Правительства Ульяновской области, Администрации муниципального образования Николаевский район по  не оборудованию  основного здания школы  системой видеонаблюдения,

Обязать Муниципальное образовательное учреждение Баевская средняя общеобразовательная школа, Правительство Ульяновской области, Администрацию муниципального образования Николаевский район в срок до 31.03.2015 г.  оборудовать  основное здание  МОУ Баевская  СОШ системой видеонаблюдения,

Признать незаконными бездействия Муниципального бюджетного образовательного учреждения Татарско-Сайманская  средняя общеобразовательная школа, Правительства Ульяновской области, Администрации муниципального образования Николаевский район по  не оборудованию  основного здания  школы  системой видеонаблюдения,

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа, Правительство Ульяновской области, Администрацию муниципального образования Николаевский район в срок до 31.03.2015 г. оборудовать основное здание МБОУ Татарско-Сайманская СОШ системой видеонаблюдения.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А. по делу, пояснения прокурора прокуратуры Ульяновской области Колгановой Е.Н., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с исковыми заявлениями в защиту прав, свобод и интересов неопределенного  круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Татарско-Сайманская средняя общеобразовательная школа (далее – МБОУ Татарско-Сайманская СОШ), муниципальному образовательному учреждению Баевская средняя общеобразовательная школа (МОУ Баевская СОШ), Правительству Ульяновской области, Администрации муниципального образования Николаевский район о признании незаконным бездействия, возложению обязанности.

Прокурор, уточнив исковые требования в части срока устранения нарушений, просил признать незаконным бездействие  Правительства Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, МБОУ Татарско-Сайманская  СОШ, в части не оборудования в корпусе №1 основного здания МБОУ Татарско-Сайманская СОШ, расположенного по адресу Ульяновская область, Николаевский район, с.Татарский Сайман, ул.С***, ***, системой видеонаблюдения; обязать Правительство Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, МБОУ Татарско-Сайманская  СОШ, в срок до 31.03.2015 оборудовать в корпусе №1 основного здания МБОУ Татарско-Сайманская  СОШ, расположенного по адресу Ульяновская область, Николаевский район, с.Татарский Сайман, ул.С***,***, систему видеонаблюдения; признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области, администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, МОУ Баевская  СОШ, в части не оборудования основного здания МОУ Баевская СОШ системой видеонаблюдения; обязать Правительство Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, МОУ Баевская СОШ, в срок до 31.03.2015 оборудовать основное здание МОУ Баевская СОШ системой видеонаблюдения.

Определением суда от 03.03.2014 гражданские дела по указанным исковым требованиям объединены в одно производство.

Исковые требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму, в части антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений МБОУ Татарско-Сайманская  СОШ и МОУ Баевская СОШ, проведенной проверкой установлено: в корпусе № 1 основного здания МБОУ Татарско-Сайманская  СОШ, расположенном по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с.Татарский Сайман, ул.С***, ***, отсутствует система видеонаблюдения; в корпусе №1 основного здания МОУ Баевская СОШ также отсутствует система видеонаблюдения.

Отсутствие систем видеонаблюдения противоречит федеральному законодательству, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в общеобразовательном учреждении, ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье детей и работников названных общеобразовательных учреждений, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательных учреждений.

Данные общеобразовательные учреждения являются юридическими лицами, обладают на праве оперативного управления обособленным имуществом.

Учредителем МБОУ Татарско-Сайманская  СОШ и МОУ Баевская СОШ является муниципальное образование «Николаевский район» Ульяновской области, функции и полномочия осуществляет администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области, как высший орган исполнительной власти субъекта РФ является распорядителем финансовых средств.

В соответствии с ч.ч. 3, 3.1 ст.5 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица - выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии ответчиков.

Рассмотрев требования по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе администрация Николаевского района просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» обязанность по созданию безопасных условий обучения, воспитанию, присмотру и уходу за обучающими, а также их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья лежит на общеобразовательных учреждениях. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено обязательное наличие систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях.

Судом применена ст.120 ГК РФ в редакции, не действовавшей на момент рассмотрения дела. 

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области также просит отменить решение суда.

Указывает, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в том числе в части оборудования помещений согласно соответствующим нормам.

В решении не указан закон, который прямо предусматривает обязанность Правительства субъекта РФ оборудовать образовательное учреждение, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, системой видеонаблюдения.

Апелляционные жалобы рассматриваются судебной коллегией в отсутствие ответчиков по делу, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно ст.2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании», действовавшей на момент утверждения Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Николаевского района Ульяновской области проведены проверки соблюдения МБОУ Татарско-Сайманская СОШ и МОУ Баевская СОШ законодательства по антитеррористической защищенности указанных образовательных учреждений.

В ходе проведенных проверок установлено, что в учреждениях отсутствуют системы видеонаблюдения. Факт отсутствия систем видеонаблюдения ответчиками не оспаривается.

23.12.2005 Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Приказом №2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

В целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Довод жалобы администрации муниципального образования «Николаевский район» о том, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное наличие видеонаблюдения в образовательных учреждениях, судебная коллегия находит несостоятельным.

Поскольку п. 4.5 Стандарта безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области, утвержденного в декабре 2013 года Правительством Ульяновской области, Министерством образования Ульяновской области и согласованного с Управлением МВД России по Ульяновской области, Управлением ФСБ России по Ульяновской области, Управлением МЧС России по Ульяновской области и Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области также предусмотрено наличие системы видеонаблюдения в зданиях общеобразовательных организаций численностью более 100 обучающихся.

Согласно материалам дела в МОУ Баевская СОШ в 2013-2014 учебном году обучается 132 учащихся. Здание МБОУ Татарско-Сайманская СОШ рассчитано на 400 учащихся.

Таким образом, учитывая выше установленные обстоятельства и требования закона, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в МБОУ Татарско-Сайманская СОШ и МОУ Баевская СОШ систем видеонаблюдения.

Отсутствие в образовательных учреждениях систем видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и малолетних воспитанников на охрану жизни и здоровья,

Довод жалобы о неправильном истолковании ст.120 ГК РФ судебной коллегией также отклоняется.

В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию школ системой видеонаблюдения и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования «Николаевский район», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Доводы апелляционной жалобы Правительства Ульяновской области о том, что суд в решении не указал закон, предусматривающий обязанность Правительства субъекта РФ оборудовать образовательные учреждения, принадлежащие на праве собственности, системой видеонаблюдения, основанием для отмены оспариваемого решения являться не могут.

В решении суд правомерно сослался на ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, и указал, что Правительство Ульяновской области, как высший исполнительный орган государственной власти субъекта, должно принимать участие в реализации комплекса мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения в связи с необходимостью бюджетного финансирования.

Обязанность субъектов Российской Федерации по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях прямо предусмотрена Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации и изданными во исполнение этой программы актами.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает выводы суда правильными.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб не могут являться основаниями к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда. В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Влекущих отмену решения нарушений материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно. Решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционных жалоб отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 03 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации МО «Николаевский район» и Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи