Судебный акт
Отказ в признании оружия бесхозяйным имуществом
Документ от 03.06.2014, опубликован на сайте 27.06.2014 под номером 45669, 2-я гражданская, о признании движимой вещи бесхозяйной, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                 Дело № 33-1771/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  03 июня 2014  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В. и Тютькиной З.А.,

при секретаре Павлове Н.Е.  

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21 марта 2014 года, по которому постановлено:

 

Заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску удовлетворить.

Признать карабин нарезной ОП-СКС калибра 7,62 мм серии *** №***, сданный оперуполномоченным отдела уголовного розыска УВД Заволжского района 14.08.2000 года по квитанции № ***, находящийся на хранении в УМВД России по городу Ульяновску, бесхозяйным имуществом.

Обратить карабин нарезной ОП-СКС калибра 7,62 мм серии *** №*** в собственность Российской Федерации и передать его Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области для учета, оценки, реализации, переработки (утилизации), уничтожения.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., объяснения   представителя   УМВД   Российской Федерации  по городу Ульяновску Языковой  М.С., полагавшей  решение   суда  законным  и  обоснованным,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску (УМВД России по городу Ульяновску) обратилось в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении  его в  государственную собственность.

В обоснование заявленных требований указано, что  в дежурной части отдела полиции № 2 (по обслуживанию Заволжского района) УМВД России по городу Ульяновску на хранении находится карабин нарезной ОП-СКС калибра 7,62 мм серии *** № ***, сданный оперуполномоченным отдела уголовного розыска УВД Заволжского района 14.08.2000  по квитанции № ***.

Срок хранения номенклатурных дел с документами, составляемыми при оформлении приема на хранение изъятых оружия и боеприпасов к нему, предусмотренный пунктом 360 приказа МВД России от 30.06.2012 № 655 (10 лет) истек, установить обстоятельства изъятия оружия не представляется возможным.

С 14.08.2000  по настоящее время в УМВД России по городу Ульяновску никто за истребованием хранящейся единицы оружия - карабина нарезного, не обращался. В базе данных интегрированного банка данных УМВД России по Ульяновской области АИПС «Регистрация оружия»,  АИПС «Владелец оружия» и «Учет оружия»,  карабин нарезной *** № *** не значится.

Заявитель считает,  что вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник отказался от своих прав на оружие.  Оснований для дальнейшего хранения изъятого оружия у УМВД России по городу Ульяновску не имеется.

Просил признать карабин нарезной ОП-СКС калибра 7,62 мм серии ***, находящийся на хранении в УМВД России по городу Ульяновску, бесхозяйным имуществом  и  передать его  Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области с целью обращения в собственность Российской Федерации для учета, оценки, реализации, переработки (утилизации), уничтожения.

Рассмотрев требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.

По мнению автора жалобы, решение суда противоречит правовым нормам, установленным Федеральным законом «Об оружии» № 150-ФЗ от 13.12.1996,  и  Постановлению  Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», согласно которым, конфискованное и изъятое оружие подлежит передаче в органы внутренних дел в порядке,  установленном МВД РФ. В связи с чем, указывает на невозможность исполнения решения суда Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.

Проверив материалы дела, обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  судебная  коллегия  приходит  к  следующему.

Удовлетворяя  заявление Управления   Министерства  внутренних   дел  Российской Федерации  по г.Ульяновску,  суд  первой  инстанции  исходил  из  того,  что данное  оружие является бесхозяйным имуществом и в соответствии с Положением о  Федеральном  агентстве  по  управлению   государственным  имуществом, утвержденным Постановлением Правительства  Российской  Федерации  от 05.06.2008 № 432 подлежит передаче Территориальному  управлению  Федерального  агентства  по  управлению государственным имуществом в  Ульяновской области для учета, оценки, реализации, переработки (утилизации), уничтожения. 

Судебная   коллегия  считает, что данные  выводы   постановлены  с  нарушением  норм  материального  права.

Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Как  видно  из  материалов  дела,  в комнате хранения оружия дежурной части отдела полиции № 2 (по обслуживанию Заволжского района) УМВД России по городу Ульяновску на хранении находится карабин нарезной ОП-СКС калибра 7,62 мм серии ***, сданный оперуполномоченным отдела уголовного розыска УВД Заволжского района 14.08.2000 по квитанции № *** (регистрационный порядковый номер *** в журнале учета изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов).

В заявлении указано,  что   установить  обстоятельства  изъятия  оружия    не  представляется  возможным. С 14.08.2000 по настоящее время в УМВД России по городу Ульяновску никто за истребованием хранящейся единицы оружия - карабина нарезного, не обращался; при проверке по интегрированному банку данных УМВД России по Ульяновской области АИПС «Регистрация оружия» карабин нарезной *** не значится, аналогичный результат был получен при проверке по базам данных об оружии, объявленном в федеральный и местный розыск, по АИПС «Владелец оружия» и «Учет оружия».

Поскольку оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот служебного и гражданского оружия регулируется специальными нормативными актами -  Федеральным  законом «Об оружии» № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 года,   и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

В  силу  ст. 28 Закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации.

Согласно  п.1 ч.1 ст. 27 ФЗ «Об оружии»  изъятие оружия и патронов к нему производится: органами внутренних дел в случаях отсутствия разрешений на хранение и ношение оружия; нарушения гражданами установленных настоящим Федеральным  законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с  ч.2 ст. 27  указанного закона, порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 79  Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 (далее Правил),  изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Изъятые, а  также  конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ  (ст. 27 ФЗ «Об оружии»).

В п.10 Правил оборота гражданского   оружия и патронов к нему  на территории Российской Федерации, утвержден исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ. В этот перечень входит Министерство внутренних дел РФ.

Доказательств  того,  что  изъятое  оружие является  исправным, заявителем   не  представлено.

Кроме того, подпунктом «а» пункта 14 указанных выше  Правил предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.

Из материалов  дела   следует,  что данное оружие - карабин нарезной ОП-СКС,  калибра 7,62 мм, серии ***, не  зарегистрировано  в  органах  внутренних   дел, а   поэтому    продажа  указанного  оружия  запрещена.

Данных  о  том, на  чье  имя  было  зарегистрировано  указанное  оружие  в  момент  его  изъятия,  в  материалах дела  также не имеется.  Как  указано  в заявлении,  установить  обстоятельства  изъятия данного  оружия в  настоящее время не  представляется  возможным.

В силу п.83 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, указанная  норма предусматривает исключительно лишь уничтожение подобного оружия.

Уничтожение  оружия  производится  органами  внутренних в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Учитывая  изложенное, судебная   коллегия  находит  неверным  вывод  суда  о  том, что указанное  оружие -  карабин нарезной ОП-СКС,  калибра 7,62 мм, серии ***, подлежит  передаче Территориальному  управлению Федерального  агентства  по  управлению государственным  имуществом   в  Ульяновской области   для  учета,  оценки, реализации переработки, уничтожения, в  связи  с  чем  решение   суда  подлежит  отмене.

Поскольку при разрешении спора судом были сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела и неправильно применен материальный закон, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение  об   отказе в  удовлетворении заявления  УМВД  Российской Федерации  по городу Ульяновску.

На  основании  изложенного и  руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21 марта 2014 года отменить.

Принять  по  делу новое решение.

В удовлетворении заявления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску о  признании  оружия  бесхозяйным,   отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи