Судебный акт
Действия осужденного переквалифицированы, со снижением наказания
Документ от 26.05.2014, опубликован на сайте 20.06.2014 под номером 45567, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 70; ст. 74 ч.5; ст. 30 ч.3 - ст. 228.1 ч.3, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН: БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ квалификации со СНИЖЕНИЕМ наказания
Связанные судебные акты:

Постановление

Документ от 28.04.2014, опубликован на сайте 29.04.2014 под номером 44970, Президиум уголовный, УК РФ: ст. 70; ст. 74 ч.5; ст. 30 ч.3 - ст. 228.1 ч.3, КАССАЦИОННОЕ (до 2013г) определение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***.                                                                        Дело №22-1098/2014 г.

 

КАССАЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                                  26 мая 2014 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кабанова В.А.,

судей Львова Г.В., Басырова Н.Н.,

при секретаре Царевой Е.А.,

с участием: осужденного Бородина А.С., адвоката Лакалиной С.А., прокурора Шушина О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы осужденного Бородина А.С., адвоката Рябцевой Е.П. на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 ноября 2009 года, которым

БОРОДИН  А***  С*** судимый:

06 октября 2008 года по ч.1 ст.161 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев,

осужден по ч.3 ст.30, п.“г” ч.3 ст.228.1 УК РФ к 9 годам лишения свободы. В соответствии с ч.5 ст.74 УК РФ отменено условное осуждение Бородина по предыдущему приговору и по правилам ст.70 УК РФ, путем присоединения к назначенному наказанию части неотбытого наказания по предыдущему приговору, окончательно назначено 9 лет 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 07 августа 2009 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Этим же приговором постановлено взыскать с Бородина А.С. процессуальные издержки в доход федерального бюджета в сумме 1 790 рублей 28 копеек.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

Бородин осужден за то, что 07 августа 2009 года покушался на сбыт наркотического средства героина в особо крупном размере массой 5,02 грамма, путем его передачи в посылке на имя Л***., отбывающего наказание в исправительной колонии *** России по Ульяновской области, расположенной на территории ***.

 

В кассационных жалобах:

- осужденный Бородин, не соглашаясь с приговором, утверждает, что не знал о наличии наркотического средства в передаваемой им посылке лицу, отбывающему наказание в исправительном учреждении. Указанное лицо ввело его в заблуждение, пояснив об использовании указанного вещества для наращивания мышечной массы. Об этом, по его мнению, свидетельствуют показания свидетеля К*** о его поведении в момент передачи указанной посылки. Первоначальные показания были даны им под давлением сотрудников милиции. Полагает, что показания свидетеля М*** в ходе предварительного следствия, также были даны под давлением сотрудников милиции. Считает, что показания свидетелей В***, А***, Т*** являются противоречивыми. Обращает внимание на отказ суда в приобщении видеозаписи его показаний в качестве доказательства по делу;

- адвокат Рябцева Е.П. считает, что выводы суда, изложенные в приговоре, противоречат фактическим обстоятельствам дела. Судом дана ненадлежащая оценка исследованным доказательствам, в том числе показаниям подсудимого Бородина, свидетелей М***, К***, лицам, принимавшим участие в качестве понятых.    

Кассационное представление, поданное государственным обвинителем, отозвано в порядке, предусмотренном ч.3 ст.359 УПК РФ.

Адвокат Лакалина С.А., в надзорной жалобе, ставила вопрос об отмене приговора суда в отношении осужденного Бородина, полагая, что суд не дал надлежащей оценки тому, что Бородин только выполнял просьбу приобретателя о передачи ему наркотического средства. Считала, что в действиях Бородина имеет место пособничество в незаконном приобретении наркотического средства. По её мнению, размеры наркотического средства, установленные Правительством РФ от 01 октября 2012 года, влекут изменение размера, установленного по делу, на крупный. 

 

В судебном заседании кассационной инстанции:

- осужденный  Бородин поддержал кассационные жалобы, а также доводы, изложенные адвокатом Лакалиной С.А. в надзорной жалобе, на приговор суда;

- адвокат Лакалина С.А. обратила внимание на Постановление  Верховного суда РФ от 06 марта 2014 года, принятого по её надзорной жалобе. Поддержала доводы, изложенные ею в надзорной жалобе в пользу осужденного Бородина;

- прокурор Шушин О.С. считал доводы, изложенные в кассационных жалобах о невиновности Бородина в совершении инкриминируемого ему преступления необоснованными, поскольку они опровергаются исследованными в суде доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Просил приговор суда изменить, переквалифицировать действия осуждения Бородина на ч.5 ст.33, ч.3 ст.30,  ч.2 ст.228 УК РФ. 

 

Обсудив доводы, изложенные  в кассационных, надзорной жалобах, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.

 

Судом установлено, что 07 августа 2009 года Бородин по просьбе своего знакомого “Д***” (Л***), отбывающего наказание в исправительном учреждении ФБУ *** России по Ульяновской области, о передаче ему наркотического средства, проехал в р.п. ***, где в указанном “Д***” месте забрал пачку из под сигарет, в которой находились деньги и наркотическое средство героин. Данное наркотическое средство он спрятал в продуктах питания и попросил своего знакомого М*** передать посылку для осужденного Л***., отбывающего наказание в указанном исправительном учреждении. Однако  наркотическое средство было обнаружено инспектором исправительного учреждения в ходе проверки продуктов питания в переданной М*** посылке. 

С содержащимися в жалобах доводами о том, что Бородин не знал о том, что заложил в посылку именно наркотическое средство для его передачи другому лицу,   согласиться нельзя, поскольку они опровергнуты совокупностью исследованных доказательств.

Так, в своих показаниях, данных в качестве подозреваемого, обвиняемого, Бородин признавал, что 06 августа 2009 года по телефону к нему обратился с просьбой его знакомый,  отбывающий наказание в исправительном учреждении,  о передаче ему наркотического средства за вознаграждение и указал место его хранения в поселке ***.  В указанном месте он забрал наркотическое средство, деньги и вместе с М*** принес в исправительное учреждение посылку с продуктами, в которых спрятал данное наркотическое средство. По его просьбе  посылку передал инспектору исправительного учреждения М***. При досмотре продуктов питания, он сообщил М*** о том, что спрятал в них наркотическое средство героин.

Поскольку Бородин изменил свои показания в судебном заседании, отрицая свою причастность к сбыту наркотического средства, суд принял меры к выяснению причин указанных противоречий в его показаниях.

Суд достаточно полно исследовал утверждения Бородина о том, что указанные выше показания он дал под воздействием сотрудников полиции, и обоснованно признал их несостоятельными, поскольку они не нашли своего подтверждения. Из материалов дела следует, что в ходе проведения следственных действий, связанных с допросами Бородина в качестве подозреваемого, обвиняемого принимал участие адвокат, защищавший его интересы. Заявлений, ходатайств от Бородина в ходе проведения следственных действий не поступало.

Анализ и оценка показаний Бородина в ходе предварительного следствия и в судебном заседании в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Суд правильно признал достоверными признательные показания Бородина, данные им в ходе предварительного следствия, поскольку они согласуются  с  другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.

В частности, свидетель М*** подтвердил в судебном заседании, что 07 августа 2009 года приехал с Бородиным к исправительному учреждению, где по просьбе Бородина передал посылку с продуктами питания для знакомого Бородина, отбывающего там наказание. При досмотре инспектором исправительного учреждения  продуктов питания, Бородин сообщил ему о том, что в них спрятано наркотическое средство героин. 

Показания данного свидетеля являются последовательными и согласуются с признательными показаниями Бородина, в связи с чем, у суда не имелось оснований ставить под сомнение их достоверность.

Свидетели К***, В***, С*** показали в судебном заседании, что после обнаружения в продуктах питания, переданных в посылке М***, вещества светлого цвета, Бородин пояснил, что вышеуказанное вещество является наркотическим средством героином.

То, что указанные свидетели показали о спокойном поведении Бородина при осмотре посылки и обнаружении в ней вещества светлого цвета, на которое осужденный ссылается в своей жалобе, не может сама по себе свидетельствовать о его неосведомленности в принадлежности данного вещества к наркотическому средству.    

Каких-либо противоречий в показаниях сотрудников правоохранительных органов и свидетелей, принимавших участие в качестве понятых, ставящих под сомнение достоверность установленных судом обстоятельств преступления, совершенного Бородиным, не имеется. 

С учетом изложенного, доводы кассационных жалоб о непричастности Бородина к незаконному обороту наркотического средства, судебная коллегия находит необоснованными.

Однако анализ приведенных выше доказательств дает основания считать, что сделать однозначный вывод о наличии у Бородина 07 августа 2009 года умысла на сбыт  изъятого из посылки наркотического средства, не представляется возможным.

Так, судом установлено, что Бородин  по просьбе Л*** пытался передать для него наркотическое средство, которое Бородину не принадлежало. О наличии и месте хранения указанного наркотического средства Бородину стало известно от “Д***” (Л***).

При наличии вышеуказанных данных, судебная коллегия приходит к выводу, что Бородин не сбывал наркотическое средство, а оказывал посреднические услуги Л*** в доставлении наркотического средства на территорию исправительного учреждения, т.е. являлся пособником в покушении на незаконное приобретение другим лицом наркотического средства в особо крупном размере, так как содействовал этому лицу в исполнении объективной стороны данного преступления, но не довел его до конца по независящим от него обстоятельствам, поскольку был задержан, а наркотическое средство героин массой 5,02 грамма – изъято. 

Признавая квалификацию, данную судом первой инстанции действиям Бородина, ошибочной, судебная коллегия считает необходимым переквалифицировать действия осужденного Бородина с ч.3 ст.30, п. “г” ч.3 ст.228.1 УК РФ на ч.5 ст.33, ч.3 ст.30, ч.2 ст.228 УК РФ, как пособничество в покушении на незаконной приобретение наркотического средства без цели его сбыта в особо крупном размере.

Оснований для переквалификации указанных действий осужденного Бородина  с учетом отдельных положений, внесенных УК РФ Федеральным законом от 01 марта 2012 года №18-ФЗ, и вступлением в силу постановления правительства РФ от 01 октября 2012 года №1002 “Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств …. для целей статей 228, 228.1, 229, 229.1 УК РФ”, о чем указывает адвокат Лакалина, не имеется,  поскольку новая редакция  указанной статьи не улучает положение осужденного Бородина.

Все заявленные сторонами ходатайства в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства были разрешены в  установленном законом порядке.

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.ст.303, 304, 307 - 309 УПК РФ.

При назначении наказания осужденному Бородину суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности осужденного, влияние назначенного наказания на его исправление, обстоятельства, смягчающие и влияющие на наказание, установленные приговором суда.

С учетом обстоятельств совершенного преступления, судебная коллегия не находит оснований для применения положений ч.6 ст.15 УК РФ.

При этом судебная коллегия соглашается  с мнением суда первой инстанции о невозможности исправления Бородина без изоляции от общества и не находит оснований для назначения ему наказания с применением правил ст.64 УК РФ.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 ноября 2009 года в отношении Бородина А*** С*** изменить:

- переквалифицировать действия Бородина А.С. с ч.3 ст.30, п. “г” ч.3 ст.228.1 УК РФ на ч.5 ст.33, ч.3 ст.30, ч.2 ст.228 УК РФ, по которой назначить наказание в виде 4 лет 7 месяцев лишения свободы.

На основании ч.5 ст.74 УК РФ отменить условное осуждение Бородина по предыдущему приговору и по правилам ст.70 УК РФ, путем присоединения к назначенному наказанию части неотбытого наказания по предыдущему приговору, окончательно назначить 4 года 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

В остальном приговор в отношении Бородина А.С. оставить без изменения, а  кассационные жалобы - без удовлетворения. 

 

Председательствующий

 

Судьи: