Судебный акт
Предоставление жилья сироте
Документ от 27.05.2014, опубликован на сайте 17.06.2014 под номером 45436, 2-я гражданская, об обязани включить в список нуждающихся в жилом помещении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Родионова В.П.                                                                    Дело-33-1740/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    27 мая 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.

при секретаре Лавренко Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе  Гибаевой И*** А*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 05 марта 2014 года, по которому постановлено:

 

В    удовлетворении  иска  Гибаевой    И***   А***  к Министерству     здравоохранения, социального развития  и спорта   Ульяновской области о включении   в  список  детей – сирот и  детей, оставшихся   без попечения   родителей , а так же  лиц  из числа   детей  сирот  и   детей, оставшихся     без попечения  родителей, которые   подлежат   обеспечению    жилым помещением  специализированного  государственного  жилищного фонда    Ульяновской области,  к Министерству    строительства, жилищно- коммунального   комплекса и  транспорта Ульяновской области об   обеспечении   специализированным  жилым помещением в г. Ульяновске  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Гибаевой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гибаева И.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Министерству    строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области  о включении  в  список  детей – сирот, подлежащих обеспечению жильем, и предоставлении специализированного жилого помещения. В обоснование иска указала, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители лишены родительских прав, воспитывалась в детских домах, затем обучалась в ПТУ. В связи с трудоустройством по окончании учебного заведения ей было предоставлено койко-место в общежитии, где она зарегистрирована до настоящего времени, однако проживать в комнате площадью 13 кв.м не может, так как в ней живет С*** с несовершеннолетним ребенком. Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска ей отказано в выселении С*** из комнаты. Она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении специализированного жилья, но ей в этом было отказано. Полагала отказ незаконным, просила обязать Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области включить ее  в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области;  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - обеспечить ее  специализированным жилым помещением в г. Ульяновске.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  Гибаева  И.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что согласно действующему в настоящее время законодательству¸ она, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, должна быть обеспечена специализированным жилым помещением. Ссылки  суда на обеспечение ее жильем не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку в комнате, где ей было предоставлено койко-место, она проживать не имеет возможности, поскольку ее занимает С***. с несовершеннолетним сыном, не являющаяся членом ее семьи, и на каждого из них приходится по 4,39 кв.м. Полагает, что суд неправильно применил нормы действующего в настоящее время законодательства, предусматривающего право детей, оставшихся без попечения родителей, на получение специализированного жилья вне зависимости от их возраста.

Дело рассмотрено в отсутствие  Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Министерства    строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании Гибаева И.А. доводы апелляционной жалобы   поддержала. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Гибаева И.А., *** года рождения, обучалась и воспитывалась на полном государственном обеспечении в областном государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ***.1989 по ***1993.

В период с ***.1993 по ***1995 Гибаева И.А. обучалась по специальности «штукатур-маляр», находилась на полном государственном обеспечении.

С ***.1995 истица зарегистрирована по месту жительства по адресу: г.Ульяновск, ул. С***. Указанный дом ранее являлся общежитием, в 1997 году статус общежития снят, дом передан в муниципальную собственность. 

Решением  Ленинского районного суда  г. Ульяновска  от  20 апреля 2012 года Гибаевой И.А. отказано в удовлетворении исковых требований к  администрации г.Ульяновска, Правительству  Ульяновской области, Министерству  финансов Ульяновской области о выдаче сертификата на приобретение жилья в связи с тем, что ее обращение по данному вопросу имело место в возрасте 35 лет, когда она уже утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, ранее с заявлением о постановке  на учет не обращалась.

В феврале 2013 года Гибаева И.А. обратилась  к ответчику с заявлением обеспечении ее специализированным жильем в соответствии с  Федеральным  законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ответчиком ей в этом было отказано.

Полагая отказ незаконным, Гибаева И.А. обжаловала его в судебном порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Гибаевой И.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жильем указанной категории граждан носит заявительный характер.

В абзаце 4 статьи 1 указанного Федерального закона определено, что к  лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Гибаева И.А. в отсутствие каких-либо уважительных причин в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жильем до 23 лет не обращалась, на соответствующий учет не принималась, впервые обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилья в возрасте 35 лет, то есть когда статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, ею был утрачен.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ее требований.

Доводы, приведенные Гибаевой И.А. в апелляционной жалобе относительно того, что действующее законодательство предусматривает возможность обеспечения специализированным жильем лиц  из числа детей, оставшихся без попечения  родителей, без какого-либо ограничения возрастом, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном токовании норм материального права.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из смысла данной статьи следует, что право на обеспечение специализированным жильем после достижения 23 лет сохраняется за лицами, которые были приняты на учет нуждающихся в получении жилых помещений в статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть до 23 лет.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 05 марта 2014 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гибаевой И*** А***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: