Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 13.05.2014, опубликован на сайте 03.06.2014 под номером 45345, 2-я гражданская, о признании незаконными бездействия по не оборудованию корпуса № 1 здания школы системой видеонаблюдения, возложению обязанности по оборудованию корпуса № 1 здания школы системой видеонаблюдения в срок до 31.12.2014 г., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зеленцова И.А.                                                                        Дело № 33-1457/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                    13 мая  2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Нефедова О.Н., Полуэктовой С.К.

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.,

с участием прокурора Сальникова А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Николаевского района на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 24 февраля 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора  Николаевского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконными бездействия  Муниципального образовательного учреждения Прасковьинская средняя общеобразовательная школа, Правительства Ульяновской области, Администрации муниципального образования Николаевский район по  не оборудованию  корпуса № 1 основного здания школы  системой видеонаблюдения,

Обязать Муниципальное образовательное учреждение Прасковьинская средняя общеобразовательная школа, Правительство Ульяновской области, Администрацию муниципального образования Николаевский район в срок до 31.12.2014г.  оборудовать корпус № 1  основного здания  МОУ Прасковьинская СОШ системой видеонаблюдения,

Признать незаконными бездействия  Муниципального образовательного учреждения Канадейская  средняя общеобразовательная школа, Правительства Ульяновской области, Администрации муниципального образования Николаевский район по  не оборудованию  основного здания  школы  системой видеонаблюдения,

Обязать Муниципальное образовательное учреждение Канадейская средняя общеобразовательная школа, Правительство Ульяновской области, Администрацию муниципального образования Николаевский район в срок до 31.12.2014г.  оборудовать  основное здание МОУ Канадейская СОШ системой видеонаблюдения.

 

Заслушав доклад председательствующего, заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

29.01.2014 года прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с иском, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению Прасковьинская средняя общеобразовательная школа, Правительству Ульяновской области, администрации муниципального образования Николаевский район о признании незаконными  бездействия  в части не оборудования  корпуса № 1 основного здания школы  системой видеонаблюдения, возложении обязанности по оборудованию корпуса № 1 основного здания школы системой видеонаблюдения в срок до 31.12.2014г.;

03.02.2014 года прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц  к муниципальному образовательному учреждению Канадейская средняя общеобразовательная школа, Правительству Ульяновской области, администрации муниципального образования «Николаевский район» о признании незаконными  бездействия  в части не оборудования   основного здания школы  системой видеонаблюдения, возложении обязанности по оборудованию основного здания школы  системой видеонаблюдения в срок до 31.12.2014 г.

Определением суда 14.02.2014 года указанные выше гражданские дела объединены в одно производство.

Исковые требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму, в части антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений Прасковьинская средняя общеобразовательная школа и Канадейская средняя общеобразовательная школа, проведенной прокуратурой Николаевского района установлено: в корпусе № 1 основного здания МОУ Прасковьинской средней образовательной школе отсутствует система технического контроля  (видеонаблюдения); в основном здании МОУ Канадейской общеобразовательной школы, расположенного  по адресу Ульяновская область, Николаевский район, с. Канадей, ул. ***, д.***, отсутствует система технического контроля (видеонаблюдения). Отсутствие систем видеонаблюдения противоречит федеральному законодательству, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в общеобразовательном учреждении, ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье детей и работников названных общеобразовательных учреждений, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательных учреждений.

Данные общеобразовательные учреждения являются юридическими лицами, обладают на праве оперативного управления обособленным имуществом.

Учредителем МОУ Прасковьинская СОШ и МОУ Канадейская СОШ является муниципальное образование «Николаевский район» Ульяновская область, функции и полномочия осуществляет администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области, как высший орган исполнительной власти субъекта РФ является распорядителем финансовых средств.

В соответствии с частями 3,3.1 ст.5 ФЗ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии ответчиков.

Рассмотрев  требования по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

 

В апелляционной жалобе администрация Николаевского района просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» обязанность по созданию безопасных условий обучения, воспитанию, присмотр и уход за обучающими, а также их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья лет на общеобразовательных учреждениях. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено обязательное наличие систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях.

 

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчиков по делу, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

 

Проверив  материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

 

В соответствии со статьей 51 Закона РФ «Об образовании», действовавшей на момент утверждения Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы,   образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

 

Согласно ст.2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

 

Из материалов дела следует, что прокуратурой Николаевского района Ульяновской области проведены проверки соблюдения МОУ Прасковьинская СОШ, МОУ Канадейская СОШ законодательства по антитеррористической защищенности указанных образовательных учреждений.

 

В ходе проведенных проверок установлено, что в учреждениях отсутствуют системы видеонаблюдения. Факт отсутствия систем видеонаблюдения ответчиками не оспаривается.

 

23.12.2005 года Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

 

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

В частности Приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

 

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

 

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

 

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

 

Довод жалобы администрации муниципального образования «Николаевский район» о том, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное наличие видеонаблюдения в образовательных учреждениях, судебная коллегия находит несостоятельным.

 

Поскольку п. 4.5 Стандарта безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области, утвержденного в декабре 2013 года Правительством Ульяновской области, Министерством образования Ульяновской области и согласованный с Управлением МВД России по Ульяновской области, Управлением ФСБ России по Ульяновской области, Управлением МЧС России по Ульяновской области и Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области также предусмотрено наличие системы видеонаблюдения в зданиях общеобразовательных организаций численностью более 100 обучающихся.

 

Согласно материалам дела в МОУ Канадейская СОШ в 2013-2014 учебном году  обучается *** учащихся. Исходя из мониторинга, количество обучающихся до 2019 года не превысит *** учащихся. Здание № 1 МОУ Прасковьинская СОШ рассчитано на *** учащихся.

 

Таким образом, учитывая выше установленные обстоятельства и требования закона, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в МОУ Канадейская СОШ и Прасковьинская СОШ систем видеонаблюдения.

Отсутствие в образовательных учреждениях систем видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и малолетних воспитанников на охрану жизни и здоровья,

 

Довод жалобы о неправильном истолковании  ст. 120 ГК РФ судебно коллегией  также отклоняется.

В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию школ системой видеонаблюдения и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования «Николаевский  район», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам в решении дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно. Решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

 

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 24 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования Николаевского района Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи