Судебный акт
Постановление суда отменено производство по делу прекращено
Документ от 10.04.2014, опубликован на сайте 14.05.2014 под номером 44687, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Отменено с прекращением производства

                          УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сайдяшев С.В.                                                                   Дело № 12-74/2014 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  10 апреля 2014 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Федорова Л.Г.,

При секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя закрытого акционерного общества «Балтийская Строительная Компания – СПб» Габдуллиной С*** А*** на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 января 2014 года, которым суд постановил:

 

Признать Закрытое акционерное общество «Балтийская Строительная компания СПб», расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, улица Л***, д.*** (ИНН***, КПП ***, ОГРН***) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

 

УСТАНОВИЛА:

 

22 ноября 2013г. старшим государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области Бородихиной О.В. в отношении закрытого акционерного общества «Балтийская Строительная Компания – СПб» (далее – ЗАО «БСК-СПб») по результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении № ***.

Основанием для составления протокола по делу об административном правонарушении послужило то, что 18.09.2013 года в Управление Роприроднадзора по Ульяновской области от жителей пос. К*** Ульяновского района Ульяновской области поступило обращение о нарушении требований природоохранного законодательства при проведении землеройных работ на земельном участке, расположенном  вблизи от п. К***, в 200-250 м восточнее автомобильной дороги «Цивильск-Сызрань».

В вину ЗАО «БСК-СПб» вменено несанкционированное размещение на земельном участке с кадастровым номером *** в 200-250 м восточнее автомобильной дороги «Цивильск-Сызрань» (в районе поворота на пос. К***), в 550-850 м северо-западнее дома № *** по улице С*** в пос. К*** Ульяновского района Ульяновской области, грунтов, образовавшихся при проведении землеройных работ. Общая площадь несанкционированного размещения грунтов на этом участке составляет 12692 кв.м.

Протокол об административном правонарушении с другими материалами был направлен на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Рассмотрев материалы дела по существу, судья Ленинского районного  суда г.Ульяновска вынес указанное выше постановление. 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, представитель ЗАО «БСК-СПб» Габдуллина С.А. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указывает, что при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования ЗАО «БСК-СПб» не были разъяснены права и обязанности. Определение о возбуждении административного расследования в отношении ЗАО «БСК-СПб» получено не было, о составлении протокола Управление Росприроднадзора уведомило ЗАО «БСК-СПб» 21.11.2013 года посредством факсимильной связи, но в связи с недостаточностью времени и удаленностью местонахождения представителя ЗАО «БСК-СПб», он не смог присутствовать при составлении протокола.

На момент назначения судебного заседания, ЗАО «БСК-СПб» не была предоставлена возможность для ознакомления с материалами дела, что также привело к нарушению процессуальных норм.

Полагает, что в действиях ЗАО «БСК-СПб» отсутствует само событие административного правонарушения. О проведении проверки Управлением Росприроднадзора ЗАО «БСК-СПб» уведомлено не было, при проведении проверки представитель отсутствовал. Взятие проб грунта на проведение лабораторного исследования производилось в отсутствие представителя, что вызывает сомнения в объективности результатов лабораторных исследований.

Грунт, нахождение которого на земельном участке с кадастровым номером ***, послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, является не результатом проведения землеройных работ, а был специально завезен ЗАО «БСК-СПб» для отсыпки временной дороги, и является стройматериалом, а не отходами.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя ЗАО «БСК-СПб» Снегиревой Н.В., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

 

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет назначение административного наказания.

В вину ЗАО «БСК-СПб» вменено то, что указанное юридическое лицо осуществляет деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно:

-                    ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации;

-                    п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым юридические лица, при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

-                    п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которого запрещается сброс отходов производства и потребления на почву;

-                    п. 2.14 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994г., согласно которых не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов;

- п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ от 30.04.2003г. №80, в соответствии с которым при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ЗАО «БСК-СПб» осуществляет деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

 

С таким решение согласиться нельзя по следующим основаниям.

 

Как следует из материалов дела ЗАО «Балтийская Строительная Компания – СПБ» осуществляет строительство и реконструкцию автомобильной дороги М-5 «Урал» - от Москвы через Казань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска в соответствии с заключенным государственным контрактом.

В протоколе об административном правонарушении № *** от 22 ноября 2013 года указано, что факт несанкционированного размещения грунтов, образовавшихся при проведении землеройных работ в 200-250 м восточнее автомобильной дороги «Цивильск-Сызрань» ( в районе поворота на пос. К***), в 550-850 м северо-западнее дома № *** по ул. С***  в пос. К*** Ульяновского района Ульяновской области обнаружен на земельном участке с кадастровым номером ***.

Однако как следует из материалов дела указанный земельный участок с кадастровым номером *** из категории земель сельскохозяйственного назначения предоставлен ЗАО «БСК-СПб» по договору безвозмездного (срочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности Ульяновской области от 02.08.2013 года  до 14.06.2014 года. Земельный участок предоставлен для строительства и реконструкции автомобильной дороги М-5 «Урал»- от Москвы через Казань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска.

ЗАО «БСК-СПб» на данном земельном участке осуществляет добычу грунта для собственных нужд в соответствии с указанным выше  договором безвозмездного (срочного) пользования от 02.08.2013г. и Положением о порядке пользования недрами, содержащими общераспространенные  полезные ископаемые на территории Ульяновской области, утвержденного приказом Министра лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 27.04.2009г. № 12.

Ранее ЗАО «БСК-СПб» был предоставлен карьер Силикатчик 2 в п. М***  для вывоза грунта на строительство дороги, но поскольку по лабораторным исследованиям указанный грунт является переувлажненным, то ЗАО  был выделен спорный земельный участок.

Таким образом, выемка грунтов в районе с. К*** осуществляется для использования их при строительстве и реконструкции автомобильной дороги М-5 «Урал».

Нарушенные в процессе отработки грунтов земли будут рекультивированы, в подтверждение чего в материалы дела  представлен проект рекультивации, утвержденный директором Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Проектом рекультивации предусмотрено устройство временной дороги для осуществления проезда к месту добычи грунта для отсыпки и филировки, которой  ЗАО «БСК-СПб» завозился грунт на основании товарно-транспортных накладных.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Доказательств несанкционированного размещения грунтов, образовавшихся при проведении землеройных работ ЗАО «БСК – СПб» административным органом не представлено, объективная сторона правонарушения при установленных выше обстоятельствах, не раскрыта.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган.

Административный орган не доказал событие вмененного обществу административного правонарушения.

Таким образом, выводы в решение суда первой инстанции о том, что ЗАО «БСК-СПб» допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении (временном хранении)  отходов V класса опасности – грунтов, образовавшихся при проведении землеройных работ без соблюдения требований п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, не подтверждаются надлежащими доказательствами, а потому являются необоснованными.

Нарушение пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», которое вменено в вину ЗАО «БСК-СПб» относится к открытым площадкам, на которых осуществляется временное хранение отходов, земельный участок с кадастровым номером *** к таким площадкам не относится.

В силу положений  частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление Ленинского районного суда г. Ульяновска  от 24 января 2014 г., вынесенное в отношении ЗАО «Балтийская Строительная Компания СПб» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «БСК – СПб» подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

РЕШИЛА:

Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 января 2014 года о привлечении ЗАО «Балтийская Строительная компания СПб» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление.

 

Судья