Судебный акт
Решение
Документ от 17.02.2014, опубликован на сайте 05.05.2014 под номером 44432, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3-5/2014

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

17 февраля 2014 год                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Королёвой А.В.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2.6, 3.2., 3.3., 3.4 Административного регламента предоставления Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области государственной услуги по выдаче, переоформлению, приостановлению, возобновлению действия и аннулированию разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15 июля 2013 года № 35,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов 2.6, 3.2., 3.3., 3.4 Административного регламента предоставления Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области государственной услуги по выдаче, переоформлению, приостановлению, возобновлению действия и аннулированию разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15 июля 2013 года № 35.

 

Заявление мотивировано тем, что пункт 2.6 Административного регламента возлагает на заявителя обязанность представить документы (утвержденные и действующие нормативы ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и т.д.), которые не входят в перечень документов, предусмотренный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данные документы могут быть предоставлены уполномоченными органами в порядке межведомственного взаимодействия.

Пункты 3.2, 3.3, 3.4, предусматривающие приостановление, возобновление и аннулирование разрешений на выбросы, противоречат статье 24 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статье 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», поскольку функции государственного контроля не могут содержаться в нормативном правовом акте о предоставлении государственных услуг.

 

В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Чураков Д.Б. заявление поддержал по доводам, изложенным в нем.

 

Представитель Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (правопреемник Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области) Куканова Е.И. с заявлением согласилась, пояснила, что в настоящее время подписан новый Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, но в установленном порядке этот приказ еще не опубликован. Министерство фактически согласилось со всеми доводами прокуратуры при принятии нового Административного регламента.

 

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

 

В силу статьи 72 (пункт «д» части 1) Конституции Российской Федерации установление общих принципов регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии (статья 114, пункт «в» части 1 Конституции Российской Федерации).

 

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

 

22 июля 2013 года в газете «Ульяновская правда» был официально опубликован приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15 июля 2013 года № 35, которым был утвержден Административный регламент предоставления Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области государственной услуги по выдаче, переоформлению, приостановлению, возобновлению действия и аннулированию разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На момент издания оспариваемого регламента действовало Положение о Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2012 года № 594-П, пунктом 2.8 которого предусмотрено такое полномочие Министерства, как осуществление в установленном порядке выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

 

Полномочия, порядок принятия, официального опубликования нормативного правового акта были соблюдены.

 

Пункт 2.6 Административного регламента предусматривал «Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги». Для получения разрешения на выбросы заявитель, помимо иных документов, должен был представить: утвержденные и действующие нормативы ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя:

представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

 

В силу статьи 7.1 указанного Федерального закона  предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.

 

Из системного толкования пункта 2 части 1 статьи 7, части 6 статьи 7 (случаи, на которые  положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются), статьи 7.1 указанного Федерального закона следует, что оспариваемый пункт 2.6 Административного регламента  противоречит федеральному законодательству, поскольку возлагает на заявителя обязанность представить документы, которые находятся в распоряжении Министерства либо которые Министерство может запросить путем межведомственного взаимодействия.

 

Пункты 3.2, 3.3, 3.4 Административного регламента предусматривают административные процедуры по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию разрешений на выбросы.

 

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:

организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

 

В силу статьи 24 указанного Федерального закона  под государственным надзором в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на вредные физические воздействия на атмосферный воздух или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются.

 

Учитывая, что приостановление, возобновление и аннулирование разрешений на выбросы являются функциями государственного экологического контроля, а не государственными услугами, они не могут быть предусмотрены Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы. В силу чего пункты 3.2, 3.3, 3.4 Административного регламента противоречат федеральному законодательству.

 

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 

Учитывая, что спариваемые пункты Административного регламенты применялись на территории Ульяновской области, суд считает возможным признать эти пункты не действующими с момента вступления решения суда в законную силу.

 

Руководствуясь статьями 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Заявление Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

 

Признать не действующими пункты 2.6, 3.2, 3.3, 3.4 Административного регламента предоставления Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области государственной услуги по выдаче, переоформлению, приостановлению, возобновлению действия и аннулированию разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15 июля 2013 года № 35, с момента вступления решения в законную силу.

 

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления в Верховный Суд Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья:                                             Королёва А.В.