Судебный акт
О назначении досрочно пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
Документ от 18.03.2014, опубликован на сайте 25.03.2014 под номером 44388, 2-я гражданская, о признании права на назначение досрочной пенсии по старости, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Горбунова И.Г.                                                                       Дело № 33-605/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  18 марта 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В. и Фоминой В.А.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Сенгилеевском районе Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 13 декабря 2013 года, по  которому постановлено:

Исковые требования  Константиновой Н*** В***  удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сенгилеевском районе Ульяновской области включить в специальный стаж работы дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью Константиновой Н*** В***, периоды ее работы в МОУ К*** ( К***) : с 11.01.1990 г. по 30.10.1991 г. старшей пионерской вожатой, с 1.09.1993 года по 13.12.2013 года в должности педагога-психолога и назначить Константиновой Н*** В*** досрочную пенсию по старости с 21 октября 2013 г..

В остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,  пояснения представителя ответчика Гулящева А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения истицы Константиновой Н.В. и ее представителя Полякова А.Н.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Константинова Н.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Сенгилеевском районе Ульяновской области о  признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что 02.11.2012 г. она обратилась к ответчику с заявлением о зачете в педагогический  стаж периода ее работы в должности с 01.09.1993 года и по день подачи заявления педагогом-психологом в МОУ К*** Решением комиссии по  рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ (ГУ) в Сенгилеевском районе 29.11.2012 г. № 262 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. При этом не были засчитаны в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды ее работы с 12.01.1990 г. по 31.10.1991 г. ( 1год 09 мес.19 дн.) и с 01.09.1993 г. по 02.11.2012 г. (19 лет 02 мес.02 дня). С решением комиссии она была не согласна.

С учетом уточненных исковых требований просила суд  включить в специальный педагогический стаж работы:  период работы в К*** с 11.01.1990 г. по 30.10.1991 г. старшей пионерской вожатой, с 01.09.1993 г. по настоящее время педагогом-воспитателем в МОУ К***.   Обязать ответчика назначить досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сенгилеевском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.  Указывает, что суд сделал необоснованный вывод о тождественности должности педагога-психолога в МОУ «К***»  должности педагога – психолога в учреждениях социального и коррекционного развития и отнесении данной должности к педагогической.  При этом право на получение досрочной пенсии имеет не любое лицо, а лишь осуществлявшее такую работу и в таком учреждении, при выполнении которой работник подвергался неблагоприятным факторам , обусловленным именно спецификой и характером труда. МОУ «К***» имеет общеразвивающее назначение, осуществляет образовательный процесс в отношении детей, не имеющих отклонения в развитии и не нуждающихся в специальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Не может быть включен в специальный стаж и период ее работы старшей пионерской вожатой в К*** с 12.01.1990 по 31.10.1991, так как согласно письма ПФР от 25.08.2010  №*** на дату обращения за назначением пенсии у истицы отсутствовало 2/3 требуемого стажа 16 лет 6 мес. на соответствующих видах работ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно материалам дела, решением комиссии по  рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ (ГУ) в Сенгилеевском районе  Ульяновской области от 29.11.2012 г. № *** Константиновой Н.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. При этом ответчик в стаж дающий право на назначение досрочной пенсии по старости включил 3 года 10 месяцев 27 дней. Не были засчитаны периоды ее работы: с 12.01.1990 г. по 31.10.1991 г. ( 1год 09 мес.19 дн.) – пионервожатой; с 01.09.1993 г. по 02.11.2012 г. (19 лет 02 мес.02 дня) в должности педагога-психолога, т.к. наименование должности в данном учреждении согласно п.11 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 29.10.2002 г. № 781 не включается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Константиновой Н.В. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, т.к. нет необходимого педагогического стажа 25 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о включении в льготный стаж Константиновой Н.В. периода его работы с 01.09.1993 г. по 01.09.2000  г. в МОУ К***.

Как следует из материалов дела, в частности  из тарификационных списков школы, приказов о распределении учебной нагрузки на учебный год, истица осуществляла в период с 01.09.1993 г. по 01.09.2000  преподавательскую деятельность.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж истицы указанный период являются законным и обоснованным.

Довод истицы о том, что она после 01.09.2000 имела учебную нагрузку, а поскольку работает в сельской школе, то этот период может быть включен независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, необоснован. Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"  лишь работа учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Истица состоит в штатной должности педагога-психолога.

В связи с чем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы истицы с 01 сентября 2000 года по 31 августа 2001 года, поскольку истица не имела учебную нагрузку согласно норме рабочего времени как учитель.

Удовлетворяя требования Константиновой Н.В. о включении периода ее работы МОУ К*** в качестве педагога-психолога с 01 сентября 2001 года по 21 октября 2013 года в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд исходил из того, что в  школе, где работала истица, в указанный период осуществлялась образование детей с ограниченными возможностями здоровья, истица разрабатывала коррекционно-развивающие программы для психокоррекционных уроков и пришел к выводу о тождественности, выполняемых Константиновой Н.В. функций, условий и характера работы той работе (должности), которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.1 и 1.5 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, так как они основаны на правильном толковании и применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Пунктом 1 названного Списка предусмотрена должность педагога-психолога, занимаемая истцом, и пунктом 1.5 наименование учреждения специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии: детский сад; начальная школа (школа) - детский сад; школа; школа-интернат; училище.

Согласно пункту 11 Правил работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", разъяснено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с уставом муниципального общеобразовательного учреждения "К*** в школе могут быть открыты классы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно Приложению № 1 к лицензии на право ведения образовательной деятельности МОУ «К*** Ульяновской области имеет право ведения образовательной деятельности по программе специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

Как следует из материалов дела  с 1 сентября 2001 года  и впоследствии ежегодно между администрацией средней общеобразовательной школы р.п. К*** (впоследствии МОУ К***) и социальным приютом для несовершеннолетних р.п К*** заключался договор, согласно которому школа проводила так же обучение и воспитанников приюта.

С 01 сентября 2001 года, в связи с увеличением в школе количества учеников с ограниченными возможностями здоровья (с учетом воспитанников приюта),  на основании постановления главы администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 18.09.2001 №***  были в школе открыты коррекционные классы.

При организации работы специальных (коррекционных) классов и классов компенсирующего обучения Школа руководствуется Типовым положением о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с пунктами 1, 4, 18, 25 и 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288, специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздно ослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.

Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

Как усматривается из Положения о классах коррекционно-развивающего обучения, утвержденного на заседании Совета МОУ К*** СОШ, работа в классах коррекционно-развивающегося обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоления негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельность учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин.

Как установлено судом, школой велась деятельность по коррекции недостатков в психическом развитии детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Были созданы специальные коррекционные классы с 1-4; 5-9. Обучение в них проводилось с разработкой специальных программ обучения для указанных категорий детей.

Истица в этих классах проводила коррекционные занятия, ежегодно для обучающихся как в классе, так и индивидуально, с учетом возраста обучающихся, составляла коррекционно-развивающиеся программы. В указанной школе была создана и организована работа психолого-медико-педагогического консилиума, в составе которой истица осуществляла педагогическую деятельность.

Истице за работу в специально-коррекционном классе и с учащимися по индивидуальному обучению на дому на основании медицинских заключений с 01.09.2001 года до дня рассмотрения дела, производились доплаты.

В силу вышеприведенных норм права и на основе всестороннего и полного исследования представленных по делу доказательств, судебная коллегия находит, что у суда первой инстанции имелись основания для установления тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера работы той работе (должности), которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку работа истицы в должности педагога-психолога в специально-коррекционных классах и проведение истицей коррекционно-развивающих занятий, направленных на индивидуальную и групповую реабилитацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья свидетельствуют об особом характере деятельности истицы, дающем, с точки зрения пенсионного законодательства, право на включение спорного периода в стаж работы для досрочного пенсионного обеспечения по старости.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об установлении тождественности, выполняемых Константиновой Н.В. функций, условий и характера работы той работе (должности), которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.1 и 1.5 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, является обоснованным.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части определения периода работы истицы в должности педагога-психолога, подлежащего включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и даты назначения истице пенсии.

Поскольку деятельность истицы в должности педагога -психолога, которая дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости началась с 01 сентября 2001 года, то решение суда в части включения в специальный стаж истицы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периода с 01 сентября 2000 года по 31 августа 2001 года в должности педагога-психолога подлежит отмене,  и следовательно, у  Константиновой Н. В. на 21 октября 2013 г. не было необходимо стажа. Судебная коллегия полагает в этой части вынести новое решение:  отказать в иске о включении данного периода в специальный стаж и обязать ответчика назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости с 13 декабря 2013 года, поскольку именно на данную дату истица имела необходимый 25-летний стаж для назначения пенсии.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение  Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 13 декабря 2013 года  в части включения в специальный стаж работы Константиновой Н*** В***, период ее работы в МОУ К*** Ульяновской области в должности педагога-психолога с 01 сентября 2000 года по 31 августа  2001 года, и назначении досрочно трудовой пенсии по старости с 21 октября 2013 года,  отменить.

Постановить в этой части новое решение.

В удовлетворении иска о включение в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью Константиновой Н*** В***, период ее работы в МОУ К*** Ульяновской области в должности педагога-психолога с 01 сентября 2000 года по 31 августа  2001 года отказать.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сенгилеевском районе Ульяновской области назначить Константиновой Н*** В*** досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 13 декабря  2013 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий 

 

Судьи