Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 25.02.2014, опубликован на сайте 25.03.2014 под номером 44134, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Тихонова О.П.                                                                        Дело № 33-683/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              25 февраля 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Маслюкова П.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13 декабря 2013 года, по которому постановлено:

Исковые требования Емельянова В*** Г*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области включить Емельянову В*** Г*** в специальный стаж работы с вредными условиями труда периоды работы с ***.1989 по ***1993, с ***1994 по ***.1994, с ***.1994 по ***1994, с ***1994 по ***1994, с ***.1995 по ***1995 в должности кузнеца ручной ковки в Р***».

Признать за Емельяновым В*** Г*** право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с  вредными условиями труда с 9 апреля 2013 года, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Емельянову В*** Г*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Емельянова В.Г., его представителей Лагойда И.А., Обухова С.Ю., Нифонтовой Э.З.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Емельянов В.Г. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.

В обоснование иска указал, что решением ответчика от ***2013 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 5 лет. Считает отказ необоснованным, т.к.  периоды его работы кузнецом ручной ковки с ***.1988 по ***.1990, а также с ***.1990 по ***.1995 подтверждаются документально. С ***.1988 по ***1995 он работал в Р***» на должностях ученика кузнеца ручной ковки и с ***1990 - кузнецом ручной ковки 4 разряда, был постоянно занят на кузнечных работах методом горячей ковки. В 2013 году по его заявлению  в МКУ «Ульяновский городской архив» обнаружены протоколы заседаний квалификационной комиссии У*** за 1989-1991г.г., в которых  имеется его заявление об аттестации на кузнеца ручной ковки 4 разряда, заключение о выполнении пробной работы от ***1989 по профессии кузнец ручной ковки 4 разряда, протокол заседания квалификационной комиссии от ***.1990 о присвоении квалификации кузнеца ручной ковки 4 разряда. В МКУ «Ульяновский городской архив» были найдены приказы АООТ «С***» №*** от ***1994 и № *** от ***1994 «Об улучшении условий труда», которые свидетельствуют о наличии в организации, где он работал, кузнечного производства. Лицевые счета на заработную плату за 1994 и 1995 подтверждают, что ему начислялась и  выплачивалась заработная плата за весь этот период, но с задержками в ее выплате,  с компенсацией в последующие месяцы за ее задержку.  В коллективном  договоре Р*** для профессии «кузнец» предусмотрены дополнительный отпуск в количестве 12 дней, бесплатная выдача молока. Он постоянно работал в должности кузнеца ручной  ковки, однако в организациях принято  указывать профессию как «кузнец». Согласно ЕТКС выпуск № 2 «Общесоюзного  классификатора профессии рабочих» значится кузнец ручной ковки. Р*** занималось ремонтом и реставрацией существующих зданий, имелся кузнечный участок, где методом ручной ковки горячего металла производились кузнечные работы. Специальный стаж работы в Р*** составляет 6 лет 8 месяцев   1 день.

Просил обязать ответчика включить ему в специальный стаж работы с вредными условиями труда периоды работ с ***1988 по ***.1995 в должности ученика кузнеца ручной ковки, кузнеца ручной ковки в Р***»; признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда с *** 2013, обязав ответчика назначить ему такую пенсию.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылается на нормы действующего пенсионного законодательства. Приравнивая период обучения истца на должность кузнеца к стажу по Списку №1 , суд не учел разъяснение, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 №29, согласно которому время профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые прямо предусмотрены Списками, в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включается. При этом, суд не учел сложившуюся судебную практику по аналогичным делам. Полагает, что не подлежал включению в специальный стаж период работы истца в должности кузнеца, поскольку истец не представил документального подтверждения характера работы и занятости в течение полного рабочего дня. Свидетельскими показаниями, в силу п.3 ст.13 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», характер работы не подтверждается. Суд не принял во внимание архивную справку от ***2013, в которой указано, что в период с ***.95 по ***1995 и с ***.1995 по ***1995 истец находился в вынужденном отпуске. Кроме того, при разрешении спора по существу суд не учел, что по настоящему делу имелось судебное решение, вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, что является основанием для прекращения производства по делу.

В возражениях на жалобу Емельянов В.Г. просит оставить решение суда без изменений, а апелляционную жалобу УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом первой инстанции установлено, что *** 2013 года Емельянов В.Г. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением ответчика от *** 2013 года за № *** ему было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

Исследовав имеющиеся по делу доказательства, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами пенсионного законодательства, регулирующими условия и порядок назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ пенсионного органа в зачете в специальный стаж Емельянова В.Г. оспариваемых периодов его работы в качестве кузнеца в Р***» и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, является незаконным.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица, проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального Закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Списком № 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются кузнецы и молотобойцы на ручной ковке, кузнецы на свободной ковке металла на молотах и прессах.

Согласно разъяснению Госкомтруда СССР от 9 января 1957 года № 1 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 списков № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» при применении подразделов 2 «Кузнечно-прессовое производство» раздела XI списка № 1 и раздела XV списка № 2 под кузнечно-прессовым производством следует понимать не только производства, в которых кузнечные и прессовые работы объединены, но и те, в которых такие работы производятся раздельно - только кузнечное или только горяче-прессовое производство. К кузнечным производствам следует относить также кузнечно-штамповые, кузнечно-котельные и другие кузнечные производства.

Кузнецы и молотобойцы, занятые в любом производстве, имеют право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку № 1, если они постоянно заняты на кузнечных работах.

Разделом XI «Металлообработка» подразделом 2 «Кузнечно-прессовое производство» Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, предусмотрены «кузнецы ручной ковки».

Вывод суда, о том, что оспариваемые периоды работы истца в качестве кузнеца в Р***», имевшие место до 1 января 1992 года, подлежат зачету в специальный в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда, согласуется с вышеприведенными нормами.

При разрешении спора о включении в льготный стаж истца периода работы истца после 01.01.1992 года, судом также сделан вывод о зачете этого периода в специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в пункте 4 которых предусмотрено общее правило о возможности включения в специальный стаж периодов работы при условии выполнения ее постоянно в течение полного рабочего дня.

Доводы жалобы ответчика  о необоснованном включении в специальный стаж истца периода работы учеником кузнеца несостоятельны.

Удовлетворяя требования истца, суд обоснованно ссылается на то, что трудовая функция истца в указанный период была связана с выполнением кузнечных работ ручной ковки. При этом суд правильно принял во внимание удостоверение № *** Р***», согласно которого кузнец Емельянов В.Г. прошел обучение и проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ по его профессии согласно протоколу № *** от ***.1989.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истец в спорный период фактически выполнял работы по основной профессии кузнеца ручной ковки, характер выполняемой им работы свидетельствует о работе с вредными условиями труда. Неоформление работодателем записей в трудовой книжке истца о переводе на должность кузнеца ручной ковки на правильность выводов суда не влияют, поскольку недостатки, связанные с документальным оформлением работы, не могут быть вменены в вину работнику и не могут лишать его права на досрочное пенсионное обеспечение.

Занятость истца в качестве кузнеца ручной ковки в течение полного рабочего времени в спорный период достоверно установлена судом на основании представленных доказательств, а именно: трудовой книжки истца, архивной справки ОГУ «Государственный архив Ульяновской области», содержащей сведения о наличии на предприятии кузнечного производства, приказов о принятии на работу, переводе, увольнении, о премировании, лицевых счетов, справки о заработной плате, а также показаний свидетеля. При этом судом исключены из специального стажа периоды, в которые отсутствуют начисления заработной платы.

Вместе с тем суд ошибочно включил в специальный стаж истца период нахождения в вынужденном отпуске с ***1995 по ***.1995 и с ***.1995 по ***.1995(период простоя).

В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно пункту 9 этих же Правил не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).

Таким образом, период пребывания работника в неоплачиваемом отпуске либо простое не учитывается при исчислении стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, следовательно, данные периоды из подсчета стажа подлежат исключению. При этом стаж истца в должности кузнеца ручной ковки  составляет более пяти лет, в связи с чем суд обоснованно признал за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения в пенсионный орган с *** 2013 года.

Поскольку исключение указанных периодов работы из специального стажа истца не влияет на признание за истцом права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, судебная коллегия считает возможным изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции – «Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) включить Емельянову В*** Г*** в специальный стаж работы с вредными условиями труда периоды работы с ***1989 по ***.1993, с ***1994 по ***1994, с ***.1994 по ***1994, с ***.1994 по ***.1994, с ***1995 по ***.1995, с ***1995 по ***1995 в должности кузнеца ручной ковки в Р***».

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что судом использованы показания свидетелей для установления льготного характера работы истца, является несостоятельной, поскольку наличие у истца специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, подтверждается помимо показаний свидетеля другими допустимыми письменными доказательствами: трудовой книжкой,  приказами о приеме и увольнении, лицевыми счетами, архивными справками.

Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не находит, поэтому доводы ответчика в части необоснованного включения в специальный стаж истца оспариваемых периодов, выводов суда не опровергают.

Довод жалобы о наличии по настоящему делу судебного решения, принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, что является основанием для прекращения производства по делу, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку истцом оспаривался отказ пенсионного органа в назначении пенсии при обращении его с заявлением о назначении пенсии при достижении 55-летнего возраста и наличия 5-летнего стажа работы в должности, предусмотренной Списком №1.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.

Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) включить Емельянову В*** Г*** в специальный стаж работы с вредными условиями труда периоды работы с ***1989 по ***1993, с ***.1994 по ***.1994, с ***1994 по ***1994, с ***1994 по ***.1994, с ***1995 по ***.1995, с ***1995 по ***1995 в должности кузнеца ручной ковки в Р***».

 

Председательствующий

 

Судьи: