Судебный акт
О возложении обязанности по ликвидации разлива мазута
Документ от 04.02.2014, опубликован на сайте 24.02.2014 под номером 43780, 2-я гражданская, об обязывании ликвидировать разлив мазута, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зотова Л.И.                                                                     Дело № 33-317/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     4 февраля 2014 г.                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Логинова Д.А.,

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Барышский район» на решение  Барышского  городского суда Ульяновской области от 26  ноября  2013 года, которым постановлено:

 

Обязать Администрацию муниципального образования «Барышский район»  восстановить нарушенное состояние окружающей среды – ликвидировать разлив мазута на земельном участке площадью 1277 кв.м, расположенном в 10 м юго-западнее от крайнего дома № 32 квартала Энтузиастов в г. Барыше, Ульяновской области.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Барышский район»  государственную пошлину в доход территориального бюджета в сумме 200 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения представителя Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Дворцовой Н.Ф.,  возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать разлив мазута на земельном участке площадью 1277 кв.м, расположенном в 10 м юго-западнее от крайнего дома № 32 квартала Энтузиастов в г. Барыше Ульяновской области.

В обоснование исковых требований указало, что  по обращению жителя г.Барыша было проведено рейдовое задание по обследованию мазутных ям в районе квартала Энтузиастов в г. Барыш! по результатам которого составлен акт фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 14.08.2013 № 07-09/13. В нём указано, что в квартале Энтузиастов в г. Барыше, в 10-15 метрах от дома № 32 выявлено несанкционированное размещение нефтепродуктов в виде мазута, размещённых на открытом грунте в искусственном котловане площадью около 1300 кв.м. в объёме около 1000 кубометров. Общая площадь загрязнённого земельного участка составляет 1277 кв.м.

Согласно статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также статьям 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, а организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.       

Ответчиком не предпринимаются меры по ликвидации указанного разлива нефтепродуктов. Несоблюдение им законодательства об отходах производства и потребления влечёт возникновение чрезвычайной ситуации, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.

Судом к участию в деле в качестве соответчика  была привлечена администрация МО «Барышский район».    

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Барышский район», не соглашаясь с решением суда, просит его  отменить.

В обоснование жалобы указывает, что суд в нарушение положений статьи 41 ГПК РФ привлек администрацию МО «Барышский район» в качестве ответчика, не выяснив согласия на это истца. После привлечения администрации МО «Барышский район» к участию в деле суд отложил дело на непродолжительный промежуток времени, не известил заблаговременно  о времени рассмотрения дела и не дал возможности ответчику надлежащим образом подготовиться к судебному процессу, нарушив тем самым его процессуальные права.

Из материалов дела усматривается, что нефтепродукты находятся в искусственном сооружении: «котловане»  с небольшим земляным отвалом и частично огороженном забором, что указывает на организованное хранение нефтепродуктов. Размещение нефтепродуктов в указанном котловане было произведено производственной организацией, на которой согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», как на собственнике объекта размещения отходов, лежит обязанность после окончания его эксплуатации  осуществлять работы по восстановлению нарушенных земель.

Судом не был рассмотрен вопрос об определении собственника данного земельного участка, на которого должна быть возложена обязанность по ликвидации розлива мазута.

Нефтепродукты не относятся к твердым бытовым отходам и к мусору, являются отходами производства, соответственно, их ликвидация не входит в компетенцию  органа местного самоуправления.

Поскольку общий объём нефтепродуктов в котловане составляет более 1000 куб.м, соответственно, в силу п. 3 Постановления Правительства РФ «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»  выявленный розлив относится к загрязнениям регионального масштаба. В связи с этим надлежащим ответчиком по заявленному требованию является орган исполнительной власти Ульяновской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации МО «Барышский район», судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

На основании надлежащей оценки исследованных в судебном заседании доказательств судом первой инстанции обоснованно установлено, что по результатам  проведенной в августе 2013 года Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области проверки было выявлено в квартале Энтузиастов в г. Барыше, в 10-15 метрах от жилого дома № 32 несанкционированное размещение нефтепродуктов в виде мазута, общим объемом около 1000 куб.м, размещенных в открытом грунте в искусственном котловане, площадью около 1300 кв.м. Общая площадь загрязнённого земельного участка составляет 1277 кв.м

Со слов жителей, нефтепродукты в виде мазута в данном котловане находятся более 20 лет, каких-либо мер по их утилизации не предпринимается.

На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среду» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Статьей 7 указанного Федерального закона установлено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (статья 14), к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (статья 16).

В силу статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Как следует из содержания статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области требования, суд первой инстанции правильно  применил нормы материального права и обоснованно исходил из установленных по делу обстоятельств, подтверждающих неисполнение администрацией МО «Барышский район» отнесенной к её компетенции  обязанности по утилизации и переработке промышленных отходов и несоблюдение ею требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, охране окружающей среды.

Установив, что место размещения нефтепродуктов расположено в пределах муниципального образования «Барышское городское поселение», суд в соответствии с требованиями действующего законодательства обоснованно постановил решение о возложении обязанности по ликвидации разлива мазута на администрацию МО «Барышский район».

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы суда являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.

Доводы жалобы о неправомерности привлечения администрации МО «Барышский район» к участию в деле в качестве соответчика в отсутствие согласия на это истца являются несостоятельными.

Статья 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право суда  в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика в связи с характером спорного правоотношения привлекать его к участию в деле по своей инициативе.

Суд первой инстанции, учитывая решение Совета депутатов муниципального образования «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области первого созыва от 24 мая 2012 года № 59/252,  предусматривающее передачу администрации МО «Барышский район» всех полномочий администрации МО «Барышское городское поселение», определением от 12 ноября 2013 года привлек администрацию МО «Барышский район» к участию в деле в качестве соответчика, что  соответствует положениям статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом указанное определение суда от 12 ноября 2013 года было направлено в адрес истца, то есть последний был уведомлен о привлечении к участию в деле в качестве соответчика  администрации МО «Барышское городское поселение» и возражений против данного обстоятельства суду не заявил.

Ссылка в жалобе на статью 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержащую правовое регулирование порядка замены ненадлежащего ответчика,  необоснованна, поскольку суд первой инстанции не осуществлял замену ненадлежащего ответчика надлежащим, а привлек в порядке статьи 40 ГПК РФ  администрацию  МО «Барышский район» в качестве соответчика.

Доводы апелляционной жалобы, суть которых сводится к тому, что судом  не было предоставлено администрации МО «Барышский район»  необходимого времени для подготовки  к судебном процессу, необоснованны. 

Из материалов дела усматривается, что в судебном заседании 6 ноября 2013 г. суд первой инстанции определил привлечь к участию в деле в качестве соответчика администрацию МО «Барышский район», отложил слушание дела на 26 ноября 2013 года.  Судом 12 ноября 2013 года вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству, с указанием на привлечение к участию в деле в качестве ответчика администрации МО «Барышский район», которое вместе с рассматриваемым исковым заявлением и приложенным к нему материалом, 13 ноября 2013 г. были вручены представителю администрации МО «Барышский район».

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что у администрации МО «Барышский район» было достаточно времени (12 дней) для подготовки к судебному разбирательству, представлению доказательств, в случае необходимости заявлению перед судом соответствующих ходатайств.

Однако представитель администрации МО «Барышский район» не явился в судебное заседание, состоявшееся 26 ноября 2013 года, не представил суду доказательства в подтверждение своей позиции по делу, не  направлял в адрес суда ходатайства об отложении слушания дела в связи с необходимостью представления таких доказательств, либо их истребовании.

При таких обстоятельствах оснований говорить о том, что судом были нарушены процессуальные права администрации МО «Барышский район», не имеется.

Администрацией МО «Барышский район» не представлены ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции доказательства того, что земельный участок, на котором находятся нефтепродукты, передан и находится на законных основаниях в пользовании, либо в собственности конкретного физического или юридического лица. Соответственно, ссылки жалобы на то, что не определен собственник данного земельного участка, на которого должна была быть возложена обязанность по ликвидации разлива мазута, не могут повлечь отмену состоявшегося решения по делу.

Доводы жалобы о том, что мазут не относится к бытовым отходам и мусору, а является  отходом производства, соответственно, его ликвидация не  входит в полномочия администрации МО «Барышский район», являются неправомерными, поскольку они не основаны на приведенных выше положениях действующего законодательства,  относящих организацию утилизации и переработки промышленных отходов к вопросам местного значения муниципального района.

Доводы жалобы о том, что надлежащим ответчиком  по делу является орган исполнительной власти Ульяновской области, поскольку  по объёму выявленный разлив мазута относится к загрязнениям регионального масштаба, необоснованны, так как в подтверждение данного довода ответчиком не представлено доказательств.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области  от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                        Судьи