Судебный акт
Привлечение к адм.ответственности по ст.8.2 КоАП
Документ от 28.01.2014, опубликован на сайте 20.02.2014 под номером 43752, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Хайбуллов И.Р.                                                            Дело № 12-28/ 2014    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                  28 января 2014 года                                                                        

Судья Ульяновского областного суда  Костюнина Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации муниципального образования «Мелекесский район» на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 ноября 2013 года,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ходе рейдового мероприятия, проведенного 21.08.2013 на основании  Приказа Росприроднадзора от 16.08.2011 N 610 "Об утверждении Плана комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации", приказа Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 19.08.2013 № *** в границах муниципального образования «Мелекесский район» выявлен факт несанкционированного размещения:

- твердых бытовых отходов, строительного мусора, ртутных ламп отработанных и брака в районе 5-го км автомобильной дороги «Димитровград-Чувашский Сускан» в 500 метрах юго-западнее жилого дома № 20 по ул.Зеленая в с.Сабакаево Мелекесского района Ульяновской области. Общая площадь несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора на этом участке составляет 19 770 кв.м. Выявленные участки (свалки) не огорожены и образованы на открытом грунте.

21.08.2013 государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бородихиной О.В. по данному факту в порядке ст.ст. 28.1, 28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования.

В ходе административного расследования, проведенного в период с 21.08.2013 по 04.10.2013 установлено, что администрация МО «Мелекесский район» совершила административное правонарушение в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами, а именно: не организовала мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не организовала утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (ртутных ламп отработанных и брака, ТБО и строительного мусора), и допустила создание в непосредственной близости от населенного пункта, не внесенного в государственный реестр объекта размещения отходов I, IV класса опасности, где сброс отходов производится на почву, не имеющего разрешения.

По результатам биотестирования отходов Ульяновским филиалом ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» от 29.08.2013г. № ***, № ***, твердые бытовые отходы, отобранные в районе 5-го км автомобильной дороги «Димитровград-Чувашский Сускан» в 500 метрах юго-западнее жилого дома № 20 по ул.Зеленая в с.Сабакаево Мелекесского района Ульяновской области, являются отходами IV класса опасности для окружающей среды.

04.10.2013 по итогам административного расследования государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бородихиной О.В. в отношении администрации муниципального образования «Мелекесский район» был составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.

В вину администрации муниципального образования «Мелекесский район» вменено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, нарушение ч.1, п.1 ч.2 ст.51, ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.14 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1, п.2 ст.8, ч.1, 7 ст.12, п.п.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2.14 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», утвержденных Минприроды РФ 15 июля 1994 года.

За указанное правонарушение постановлением судьи Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 27.11.2013 администрация муниципального образования «Мелекесский район» привлечена к  административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере  100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ульяновской областной суд, администрация муниципального образования «Мелекесский район» просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Полагает, что исходя из ст.8.2 КоАП РФ объективной стороной административного правонарушения является действий (бездействие) именно при обращении с отходами производства и потребления по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Поскольку администрация МО «Мелекесский район» не осуществляет обращение с отходами, действия (бездействие) администрации не могут составлять объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Сбор, складирование, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления к обязанностям и компетенции администрации не относятся, а неосуществление должного контроля за действиями граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и непринятие соответствующих организационных мер не охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Подробно позиция администрации МО «Мелекесский район» изложена в жалобе и поддержана представителем администрации  Пурайкиным А.О. в судебном заседании.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г.             N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Администрация муниципального образования «Мелекесский район» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, юридическим лицом (ст. 31 Устава МО «Мелекесский район») к полномочиям которой в области обращения с отходами ч. 2 ст. 8 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и п. 13 ст. 8 Устава отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения содержатся и в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны ми для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г.                N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Согласно п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих санитарных правил.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 названного СанПиН).

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина администрации МО «Мелекесский район» в совершении указанного административного правонарушения установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Судом установлено, что на территории МО «Мелекесский район»  на участке площадью 19 770 кв.м., расположенном в районе 5-го км автомобильной дороги «Димитровград-Чувашский Сускан» в 500 метрах юго-западнее жилого дома № 20 по ул.Зеленая в с.Сабакаево Мелекесского района Ульяновской области, размещается несанкционированная свалка строительного мусора, ртутных ламп отработанных и брака, твердых бытовых отходов, которые являются отходами IV класса опасности для окружающей среды.

Указанное обстоятельство подтверждается актом рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства от 21.08.2013, приложенными к нему фотографиями, и не оспаривается представителем администрации МО «Мелекесский район».

При этом доказательств принятия администрацией своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у администрации МО «Мелекесский район» объективной возможности для соблюдения требований санитарного законодательства (в части обеспечения организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах муниципального образования во избежании образования несанкционированной свалки), материалы дела не содержат.

Принадлежность земельного участка не муниципальному образованию, а физическому или иному юридическому лицу не означает, что вышеуказанные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления не распространяются на такие территории, если это прямо не предусмотрено законом, и не снимает с органов местного самоуправления ответственности за выполнение этих обязанностей.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации МО «Мелекесский район» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Постановление о привлечении администрации МО «Мелекесский район» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено администрации МО «Мелекесский район» в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановленный судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ,

 

Р Е Ш И Л А:

Постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 ноября 2013 года оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» - без удовлетворения.

 

Судья