Судебный акт
Административная ответственность по ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ
Документ от 28.01.2014, опубликован на сайте 14.02.2014 под номером 43660, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 19.20 ч.3, Оставлено без изменения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Березенчук С.В.                                                            Дело № 12-23/2014 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                28 января 2014 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Фёдорова Л.Г.,

при секретаре Карпове А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора муниципального образовательного учреждения «Канадейская средняя общеобразовательная школа»  Чернышевой Н*** М*** на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 20 декабря 2013 года, которым суд постановил:

Признать Муниципальное образовательное учреждение Канадейская средняя общеобразовательная школа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Начальником отдела по надзору за соблюдением законодательства в области образования Департамента по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области Позапарьевой Т.Н. 04 декабря 2013 года  был составлен протокол об административном правонарушении № *** в отношении Муниципального образовательного учреждения «Канадейская средняя общеобразовательная школа» за нарушение лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, установленных пп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ, то есть совершение административного правонарушения, предусмотренного  ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В вину Муниципальному образовательному учреждению «Канадейская средняя общеобразовательная школа» вменено то, что с 01.09.2013г. Муниципальным образовательным учреждением «Канадейская средняя общеобразовательная школа» совершается противоправное деяние, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии). В частности, в соответствии с тарификационными списками в МОУ Канадейская СОШ к педагогической деятельности привлечен 21 педагог, из них с высшим образованием – 15 человек, со средним специальным образованием – 5 человек, 1 педагог ( А*** Е.А. учитель географии) обучается на 1 курсе в НОУ ВПО «Российский новый университет». Согласно тарификационному списку и приказу «Об учебной нагрузке на 2013-2014 учебный год» от 02.09.2013г. № *** с 01 сентября 2013 года учителю физики С*** А.Л. в учебную нагрузку включено проведение уроков химии в 9 классе в объеме 2 часов, учителю русского языка и литературы Н*** В.Н. – проведение уроков истории в 7 классе в объеме 2 часов, учителю А*** Е.А. – проведение уроков географии в 5-9 классах в объеме 9 часов, учителю Щ*** О.Е.- проведение уроков трудового обучения для обучающегося с ОВЗ (8кл.) в объеме 3 часов, учителю музыки Б*** Л.Б. – проведение уроков истории в 6 классе в объеме 2 часов, уроков обществознания в 5-8 классах в объеме 4 часов, учителю физической культуры М*** Н.В. – проведение уроков физической культуры в 5-11 классах в объеме 21 час., уроков биологии в 6,8 классах в объеме 4 часа в отсутствии документов, подтверждающих соответствие выше перечисленных педагогических работников квалификационным требованиям, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010                 №761н (ред. от 31.05.2011), в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», что противоречит требованиям п.1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

04 декабря 2013 года указанный выше протокол об административном правонарушении с другими материалами дела был направлен на рассмотрение в Николаевский районный суд Ульяновской области.

 

Рассмотрев данное административное дело, судья Николаевского районного суда Ульяновской области вынес указанное выше постановление.

В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, директор МОУ «Канадейская средняя общеобразовательная школа»  Чернышева Н.М. просит постановление суда отменить.

В обоснование жалобы указано, что из шести педагогов, ведущих смежные предметы, пять имеют педагогическое образование. Педагог А*** Е.А. обучается заочно в образовательном учреждении НОУ ВПО «Российский новый университет» и имеет стаж работы в должности библиотекаря 7 лет, при этом автор жалобы ссылается на п.9 Единого квалификационного  справочника должностей работников образования, где предусмотрена возможность назначения на  соотвествующие должности в порядке исключения лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности по рекомендации аттестационной комиссии. Три педагога на 1 сентября 2013 года прошли аттестацию и имели соответствующие категории. Педагоги М*** Н.В. и С*** А.Л. прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности в декабре 2013 года.

 

Проверив материалы дела, изучив  доводы жалобы, выслушав директора МОУ «Канадейская средняя общеобразовательная школа»  Чернышеву Н.М., поддержавшую доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены постановления суда.

Согласно постановлению судьи, юридическое лицо  МОУ «Канадейская средняя общеобразовательная школа» привлечено к административной ответственности за осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, которые выразились в нарушении  п.п. «д» п.6   "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 № 966, выявленное в результате внеплановой документарной проверки.

 

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.п. 40 ст.12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.

При рассмотрении дела установлено, что Муниципальное образовательное учреждение «Канадейская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 29 июня 2007 года, выданной отделом лицензирования и контроля качества образования Ульяновской области.

Пунктом 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 966 от 28 октября 2013 года определен перечень лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

Подпунктом «д» пункта 6 указанного положения предусмотрено, что  лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:  наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Пунктом 9 указанного Положения определен перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий к которым относится  нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта настоящего Положения.

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ст. 331 Трудового кодекса РФ).

В п.62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 (ред. от 10.03.2009) № 196, определены требования к педагогам общеобразовательного учреждения: на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Требования к квалификации учителя (преподавателя) изложены в разд.III "Должности педагогических работников" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Таким образом,  МОУ «Канадейская средняя общеобразовательная школа» осуществляет  образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований и условий, которые выразились в нарушении  п.п. «д» п.6   "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 № 966.

Данный факт подтверждается: протоколом об административном правонарушении № *** от 04.12.2013г.;  приказом от 02.09.2013 № *** об учебной нагрузке на 2013-2014г., приказами от 03.09.2013 №№*** о педагогической нагрузке, приказом № *** от 10.09.2013 о переподготовке;  тарификационным списком педагогических работников; трудовыми договорами с педагогическими работниками С*** А.Л., Н*** В.Н., Щ*** О.Е., Б*** Л.Б., М*** Н.В., А*** Е.А., документами подтверждающими уровень их образования и квалификации, договором от 10.09.2013г. № *** об оказании платных образовательных услуг А*** Е.А., аттестационными листами.

Вина МОУ «Канадейская средняя общеобразовательная школа»   в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, и указанные доказательства при рассмотрении дела получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Рассматривая административный материал, судья пришел к правильному выводу о том, что МОУ «Канадейская средняя общеобразовательная школа»  грубо нарушает Положение о лицензировании образовательной деятельности, поэтому действия юридического лица правильно квалифицированы по ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях Учреждения состава указанного правонарушения, поскольку из шести педагогов, ведущих смежные предметы пять имеют педагогическое образование, педагог А*** Е.А. получает образование заочно и имеет стаж работы в должности библиотекаря 7 лет, три педагога прошли на 1 сентября 2013 года аттестацию и имели соответствующие категории, другие педагоги прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности в декабре 2013 года аналогичны доводам, изложенным представителем юридического лица в судебном заседании, они были предметом рассмотрения дела и получили надлежащую правовую оценку в постановлении суда.

Судом верно указано, что учителя Щ*** О.Е., М*** Н.В., А*** Е.А., Б*** Л.Б., Н*** В.Н., С*** А.Л. прошли аттестацию 12.12.2013г., то есть после составления протокола об административном правонарушении, данное обстоятельство не влияет на квалификацию действий юридического лица, как и не является основанием для освобождения его от административной ответственности.

Оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств, к чему сводятся доводы жалобы, не имеется.

Совершенное юридическим лицом административное правонарушение затрагивает сферу образования детей, свидетельствует о существенном нарушении охраняемых правоотношений, поэтому суд первой инстанции обоснованно не признал совершенное административное правонарушение малозначительным.

Дело рассмотрено, и административное наказание назначено судьей в соответствии с требованиями КоАП  РФ, назначенное наказание отвечает принципам справедливости и соразмерности, административный штраф назначен в минимально возможном размере, предусмотренном санкцией  ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.

При таких обстоятельствах постановление судьи, вынесенное с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь  ст. ст. 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 

РЕШИЛА:

Постановление Николаевского районного суда Ульяновской области от 20 декабря 2013 года оставить без изменения, а жалобу директора муниципального образовательного учреждения «Канадейская средняя общеобразовательная школа» Чернышевой Н*** М*** – без удовлетворения.

 

Судья