Судебный акт
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ
Документ от 28.01.2014, опубликован на сайте 14.02.2014 под номером 43659, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сайдяшев С.В.                                                              Дело № 12-25/2014 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               28 января 2014 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Фёдорова Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации города Ульяновска на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 ноября 2013 года, которым суд постановил:

Признать Администрацию МО «Город Ульяновск», расположенную по адресу: г. Ульяновск, улица К***, д. *** ( ИНН ***, КПП ***) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рейдового мероприятия, проведенного 21.08.2013 на основании Приказа Росприроднадзора по Ульяновской области от 20.08.2013 № *** о проведении рейда с целью проверки соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды по маршруту береговая полоса, прибрежная защитная полоса и водоохранная зона водного объекта – участок р. Свияга, в районе с. Л***, строение ***, Ульяновской области выявлен факт несанкционированного размещения:

- твердых бытовых отходов и строительного мусора на 2-х земельных участках, расположенных вдоль автомобильной дороги, соответственно в 50 (327 кв.м.) и 100 метрах ( 198 кв.м.) южнее жилого дома № *** по ул. П*** в с. Л*** Железнодорожного района г. Ульяновска. Общая площадь несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, строительного мусора составляет примерно 525 кв.м. Выявленные участки (свалки) не огорожены и образованы на открытом грунте.

22 августа 2013 государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области О*** А.О. по данному факту в порядке ст.ст. 28.1, 28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования.

В ходе административного расследования, проведенного в период с 22.08.2013 по 21.10.2013 установлено, что администрация города Ульяновска совершила административное правонарушение в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами, а именно: не организовала мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа, не организовала сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов IV класса опасности (твердых бытовых отходов и строительного мусора) на земельном участке вдоль автомобильной дороги, соответственно в 50 (327кв.м.) и 100 метрах (198 кв.м.) южнее жилого дома № *** по ул. П*** в с. Л*** Железнодорожного района г. Ульяновска, общая площадь несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, строительного мусора составляет примерно 525 кв.м.

По результатам биотестирования отходов Ульяновским филиалом ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» от 29.08.2013г. № ***, № ***, № *** твердые бытовые отходы и строительный мусор, отобранные с участка вдоль автомобильной дороги южнее жилого дома № *** по ул. П*** в с. Л*** в Железнодорожном районе МО « г. Ульяновск» являются отходами IV класса опасности для окружающей среды.

21 октября 2013 по итогам административного расследования государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области О*** А.О. в отношении администрации города Ульяновска был составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.

В вину администрации города Ульяновска вменено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, нарушение ч.1, п.1 ч.2 ст.51,  ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п.24 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п.3 ст.8,  п.п.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.2.14 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», утвержденных Минприроды РФ 15 июля 1994 года.

За указанное правонарушение постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 ноября 2013 года администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере      100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ульяновской областной суд, администрация города Ульяновска просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что именно администрация является собственником обнаруженных отходов и такие отходы размещены администрацией города.

В деле также отсутствует информация о собственнике земельного участка, на котором обнаружены отходы.

Считает, что судом не установлено, а административным органом не выявлено какие экологические и санитарно-эпидемиологические требования администрация города не соблюдала, тем более судом не установлен сам факт сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отходов – действий (бездействий) администрации города по обращению с отходами в соответствии со смыслом, который законодатель вкладывает в данное понятие в ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки опасных отходов. Тем не менее, суд ссылается на такую обязанность и ставит ее как квалифицирующий признак правонарушения.

Также судом не принято во внимание, что субъект правонарушения ст.8.2 КоАП РФ является специальным и может применяться только к лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность по обращению с отходами производства и потребления, либо к лицам, у которых в результате такой деятельности образуются отходы производства и потребления.

 

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав представителя администрации г. Ульяновска Белякова В.В., поддержавшего доводы жалобы, пояснения свидетеля О*** А.О., составившего протокол об административном правонарушении, прихожу к следующему.

 

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 

В соответствии с частью 2статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Положениями  статьи 13 Федерального закона от 24 июня1998 г.   № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с частью 1статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих санитарных правил.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 названного СанПиН).

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п.1 ст. 1 Устава муниципального образования "Город Ульяновск" муниципальное образование "Город Ульяновск" является городским округом.

Согласно п.п.12, 24 п.1 статьи 3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

 

Согласно п. 4 ст. 40 Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «город Ульяновск» в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Администрации в совершении указанного административного правонарушения установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Судом установлено, что на территории МО «город Ульяновск» на 2-х земельных участках, расположенных вдоль автомобильной дороги, соответственно в 50 (327 кв.м.) и 100 метрах (198 кв.м.) южнее жилого дома     № *** по улице П*** в с. Л*** Железнодорожного района г. Ульяновска, размещается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора, которые являются отходами IV класса опасности для окружающей среды.

Указанное обстоятельство подтверждается актом рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства от 21 августа 2013 года, приложенными к нему фотографиями.

При этом доказательств принятия администрацией своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у администрации г. Ульяновска объективной возможности для соблюдения требований санитарного законодательства (в части обеспечения, организации и контроля за санитарной очисткой, уборкой территории в границах муниципального образования во избежание образования несанкционированной свалки), материалы дела не содержат.

Принадлежность земельного участка не муниципальному образованию, а физическому или иному юридическому лицу не означает, что вышеуказанные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления не распространяются на такие территории, если это прямо не предусмотрено законом, и не снимает с органов местного самоуправления ответственности за выполнение этих обязанностей. В данном случае сведений о том, что право на указанные земельные участки зарегистрировано за физическими либо юридическими лицами не имеется.

Доводы жалобы о том, что администрация МО «город Ульяновск» сбором, обращением или переработкой отходов не занимается, не могут служить основанием к отмене состоявшегося постановления, поскольку в вину администрации вменено неосуществление мероприятий местного характера по организации сбора, вывоза, размещения и утилизации отходов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации города Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Постановление о привлечении администрации города Ульяновска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено администрации города Ульяновск в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.

При таких обстоятельствах постановление Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 ноября 2013 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья

 

РЕШИЛА:

Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 ноября 2013 года оставить без изменения, а жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Судья