Судебный акт
Возложена обязанность убрать разлившийся мазут на собственника земли
Документ от 21.01.2014, опубликован на сайте 11.02.2014 под номером 43587, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать разлив мазута на территории мазутохранилища по ул.Строителей в р.п.Новоспасское Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Максимов С.Ю.                                       Дело № 33-253/2014 г.(33 – 4956/2013 г.)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          21 января 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Аладина П.К., Казаковой М.В.,

при секретаре Шаряевой Л.О.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 01 октября 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области к администрации Муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области ликвидировать разлив мазута на территории мазутохранилища (перевалочного пункта мазута) бывшего мясокомбината на улице С*** в р.п. Новоспасское Ульяновской области.

В иске Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать разлив мазута на территории мазутохранилища (перевалочного пункта мазута) бывшего мясокомбината на улице С*** в р.п. Новоспасское Ульяновской области - отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения представителя администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области Сулейманова Э.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Дворцовой Н.Ф. и представителя Правительства Ульяновской области Гордеевой О.Ю., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - Министерство ЛХПиЭ Ульяновской области) обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (далее - МО «Новоспасский район), Правительству Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать разлив мазута на территории мазутохранилища (перевалочного пункта мазута) бывшего мясокомбината на улице С*** в р.п. Новоспасское Ульяновской области.

Свои требования истец мотивировал тем, что 13 июня 2012 года на территории бывшего мясокомбината ОАО «С***» по улице С*** в р.п. Новоспасское Ульяновской области, рядом с ОАО «У***», был обнаружен разлив нефтепродуктов из емкости. Нарушение произошло вследствие бесхозности объекта. Размер вреда, причиненного в результате утечки нефтепродуктов из резервуара на территории мазутохранилища (перевалочного пункта мазута),составил 16 575 000 рублей. Учредителем ОАО «С***» являлась Ульяновская область. Общество было ликвидировано вследствие банкротства (определение Арбитражного суда Ульяновской области от *** 2007 года). В свою очередь земельный участок (кадастровый номер ***, общей площадью 59200 кв. м) был предоставлен ОАО «С***» постановлением главы Новоспасской поселковой администрации от 25 февраля 1999 года № *** на праве бессрочного постоянного пользования. Данное право на земельный участок постановлением главы МО «Новоспасский район» от 17 декабря 2007 года № *** «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком АООТ «С***» было прекращено. В настоящее время, согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 10 июля 2013 года, сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления и Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена администрация муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе МО «Новоспасский район» просит отменить решение суда.

Жалоба мотивирована тем, что согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления района в области обращения с бытовыми и промышленными отходами относится организация по их утилизации и переработке. При этом органы местного самоуправления района самостоятельны в выборе действий для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В связи с этим на территории МО «Новоспасский район» создано ООО «Б***» с выдачей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне ТБО, с предоставлением земельного участка для организации свалки бытовых и производственных отходов площадью 29 500 кв. м. Кроме того, на территории МО «Новоспасское городское поселение» создано МАУ «Ю***», которое занимается сбором и вывозом бытовых отходов на территории вышеуказанного поселения. Таким образом, исходя из толкования Федеральных законов, к полномочиям МО «Новоспасский район» отнесено - переработка и утилизация промышленных и бытовых отходов, к полномочиям поселения отнесено - сбор и вывоз мусора. Истец не представил суду достаточных доказательств того, в чьей собственности находилась емкость с мазутом. Поэтому у суда не имелось оснований для удовлетворения иска к МО «Новоспасский район». Кроме того, вынося настоящее решение, суд не учел, что истец нарушил требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, МО «Новоспасский район» не было уведомлено о проведении истцом выездной проверки. По мнению автора жалобы, надлежащим ответчиком по настоящему делу должно быть Правительство Ульяновской области, поскольку, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ собственником отходов в данной ситуации является Ульяновская область.      

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, недра, почвы являются компонентами природной среды, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

 

В соответствии со статьей 4 указанного закона земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов и полуфабрикатов и иных изделий и продуктов, которые образуются в результате производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

 

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

 

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

 

Из материалов дела усматривается, что 13 июня 2012 года истцом был выявлен факт нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (акт от 13 июня 2012 года № ***) - разлив нефтепродуктов из емкости, по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. С*** (на территории бывшего мясокомбината ОАО «С***»).

 

Земельный участок площадью 5,92 га, кадастровый номер ***, на котором был обнаружен разлив нефтепродуктов, ранее был закреплен на праве бессрочного постоянного пользования за ОАО «С***», которое в связи с банкротством 17 декабря 2007 года было исключено из ЕГРЮЛ. 

 

Постановлением главы МО «Новоспасский район» от 17 декабря 2007 года №*** право ОАО «С***» на бессрочное постоянное пользование на указанный выше земельный участок было прекращено.

 

В настоящее время право на указанный земельный участок в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области ни за кем не закреплено.

 

В связи с этим судом первой инстанции обоснованно был сделан вывод о том, что, поскольку собственником земельного участка является МО «Новоспасский район», то на нем лежит обязанность ликвидировать разлив нефтепродуктов.

 

Данный вывод суда вытекает из положений ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которой предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрация МО «Новоспасский район» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, к полномочиям которого отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными  и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и  требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

 

Довод жалобы о том, что на территории МО «Новоспасский район» создано ООО «Б***», у которого имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне ТБО, основанием для освобождения администрации от обязанности ликвидировать разлив нефтепродуктов не является.

 

Как указано выше, такая обязанность возлагается на собственника, землепользователя либо арендатора земельного участка.

 

ООО «Б***» спорным земельным участком не владеет ни на каком вещном праве.

 

Ссылки в жалобе на то, что на территории МО «Новоспасское городское поселение» создано МАУ «Ю***», которое занимается сбором и вывозом бытовых отходов на территории вышеуказанного поселения, также не могут быть признаны состоятельными.

 

Как указано выше, собственником земельного участка, на котором произошел разлив нефти, является МО «Новоспасский район», а не МО «Новоспасское городское поселение» либо МАУ «Ю***».

 

Ссылка в жалобе на то, что надлежащим ответчиком по настоящему делу должно быть Правительство Ульяновской области, является надуманной.

 

В материалы дела ответчиком МО «Новоспасский район» не представлено доказательств того, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», является собственником емкости, из которой произошел разлив нефтепродуктов.   

 

Иные доводы апелляционной жалобы администрации МО «Новоспасский район» являются аналогичными их возражениям в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда, в решении им дана правильная оценка.

 

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

 

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 01 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи