Судебный акт
О выдаче жилищного сертификата
Документ от 14.01.2014, опубликован на сайте 03.02.2014 под номером 43502, 2-я гражданская, о выдаче жилищного сертификата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Сизова Г.М.                                                                          Дело № 33-18/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  14 января 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Фоминой В.А.,  Казаковой М.В.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Цвентарных И*** П*** на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 17 октября 2013 года, по  которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований  Цвентарных И*** П***  к администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, Министерству  образования Ульяновской области  о выдаче жилищного сертификата, а также  дополнительных исковых требованиях  Цвентарных И*** П***  к Правительству Ульяновской области, Министерству  труда и социального развития Ульяновской области, Министерству  жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о  признании незаконным  п.2 постановления Главы администрации  Тереньгульский район от 24.01.1997 года *** о закреплении  за ней  квартиры  по адресу  с.Зеленец ул.М***  д.*** кв.***, установлении факта,  что  за ней не закреплялось  жилое помещение  по прибытии для проживания в Ульяновскую область в 1997 году, возложении обязанности  на  Правительство Ульяновской области включить  ее в Список  детей сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, которые подлежат  обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, возложении  обязанности  на   Правительство Ульяновской области  в лице Министра  труда и социального развития   и Министерства жилищно-коммунального комплекса обеспечить  ее жилым помещением из специализированного жилищного фонда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А.,  пояснения представителя истицы Басманова А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Цвентарных И.П. обратилась в суд с иском к администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, Министерству  образования Ульяновской области  о выдаче жилищного сертификата.

В обоснование иска указала, что она родилась в г.Алма-Ата Казахской ССР в 1980 году. Ее мать Ц*** Г.И. трагически  погибла в 1988 году, отец Ц***  П.Н. скончался в 1993 году. В 1996 году родственники перевезли истицу, ее старшего брата и младшую сестру в с.Зеленец Тереньгульского района Ульяновской  области. Там они были зарегистрированы и проживали в квартире  дяди по адресу  с.Зеленец ул.М*** кв.***, впоследствии дядя уехал на постоянное место жительства  в г.Сызрань. Она и ее младшая сестра  Татьяна были официально признаны детьми-сиротами, их бабушка Ц*** Т. Е.  назначена опекуном. В с.Зеленец она  окончила 11 классов, после чего поступила в Ульяновский строительный колледж. Во время учебы  она проживала в  общежитии колледжа. После окончания колледжа  проживала на съёмных квартирах  в г.Ульяновске. Потом ушла в декретный отпуск  в связи с рождением ребенка, в настоящее время проживает  в с.Зеленец. По месту регистрации по адресу Ульяновская область Тереньгульский район с.Зеленец она проживала всего один год, пока заканчивала 11 класс. В настоящее время  указанная квартира непригодна  для проживания, ранее она никогда жилья в собственности не имела. В связи с отсутствием у нее жилья она обратилась  в комиссию  по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением об обеспечении ее жилым помещением. 20 мая 2013 года комиссия  признала указанное жилье пригодным для проживания, в связи с чем Министерство образования  не включило ее в  список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда РФ.

Просила с учетом дополнительных исковых требований признать квартиру, расположенную по адресу Ульяновская область Тереньгульский район с.Зеленец ул.М*** д.*** кв*** непригодной для проживания, обязать администрацию МО «Тереньгульский район» и Министерство  образования Ульяновской области включить ее в  список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат  обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области,  обеспечить ее жилым помещением из специализированного  жилищного фонда, а также признать незаконным  п.2 постановления Главы администрации  Тереньгульского района от 24.01.1997 года *** о закреплении  за ней  квартиры  по адресу  с.Зеленец ул.Молодежная  д*** кв***.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Цвентарных И.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении ее исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что с ней не был заключен договор найма жилого помещения и не будет заключен, так как жилое помещение находится в аварийном состоянии, проживать в нем невозможно не по ее вине. Полагает, что в соответствии со ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что в 1993 году Цвентарных И.П., 1980 года рождения, осталась без попечения родителей, с 1996 года проживала в с.Зеленец Тереньгульского района Ульяновской области.

Постановлением главы администрации  Тереньгульского района Ульяновской области  от 24.01.1997 года *** в связи со смертью родителей над  Ц*** Т.П. и Ц*** И.П. учреждено попечительство, попечителем назначена  бабушка Ц*** Т.Е., за указанными несовершеннолетними закреплена  квартира по адресу с. Зеленец ул. М*** д.*** кв.***.

25 июня 1999 года истица окончила Ульяновский строительный колледж.

Согласно сведениям УФМС в период с 29.11.1996 по 17.11.1997 и с 27.03.2004 по настоящее время Цвентарных И.П. зарегистрирована по адресу Ульяновская область Тереньгульский район с.Зеленец ул.М*** д.*** кв***.

В июле 2013 года истица обратилась в Министерство образования Ульяновской области с заявлением о признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, но ей в этом было отказано в связи с тем, что она не относится к указанной категории лиц.

Полагая отказ незаконным, Цвентарных И.П. обжаловала его в судебном порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Цвентарных И.П., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 указанного кодекса.

Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01 января 2013 года – даты вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим в редакции до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения - обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, предоставляется до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста (23 лет).

Установив, что на момент прекращения опеки истица была обеспечена пригодным для проживания жилым помещением, закрепленным за ней постановлением главы администрации района, а на момент обращения в органы местного самоуправления (июль 2013 года) ее возраст значительно превышал ограничения, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска об обеспечении ее жилым помещением из специализированного  жилищного фонда как ребенка, оставшегося без печения родителей.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Доводы, приведенные Цвентарных И.П. в апелляционной жалобе о том, что с ней не был заключен договор найма жилого помещения и не будет заключен, так как жилое помещение находится в аварийном состоянии, проживать в нем невозможно не по ее вине, основанием для удовлетворения иска не являются.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечение данных лиц жильем в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, предоставив, таким образом, достаточно длительный период времени (5 лет) в течение которого лицо, достигшее совершеннолетия, имело право самостоятельно реализовать свои права.

Как усматривается из материалов дела, Цвентарных И.П. в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жильем как лица, оставшегося без попечения родителей, до июля 2013 года не обращалась. Вместе с тем судом установлено, что в 2004 году истица, будучи в совершеннолетнем возрасте, избрала своим местом жительства закрепленное за ней жилое помещение,  с 27.03.2004 года зарегистрирована по адресу Ульяновская область Тереньгульский район с.Зеленец ул.М***.

Вопреки доводам жалобы суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истицы права на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма в соответствии с положениями Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей».

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалобы судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение  Сенгилеевского районного суда Ульяновской области  от 17 октября 2013 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Цвентарных И*** П***  - без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи