Судебный акт
О предоставлении санаторно-курортной путевки
Документ от 21.01.2014, опубликован на сайте 07.02.2014 под номером 43468, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по не обеспечении средствами реабилитации и предоставлению санаторно-курортного лечения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Орлова С.Н.                                                                     Дело № 33-154/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  21 января 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Фоминой В.А. и Чурбановой Е.В.

при секретаре Матвеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 06 ноября 2013 года,  по  которым постановлено:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства труда и социального развития Ульяновской области по не обеспечению Пиядовой Л*** В*** путевкой на санаторно-курортное лечение  и обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области  предоставить Пиядовой Л*** В***  путевку на санаторно-курортное лечение  по профилю заболевания за счет средств федерального бюджета за период 2012 году в срок до 31.12.2013 года.

 

Заслушав доклад  председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,  мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с данным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Пиядовой Л.В. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконным бездействия по не обеспечении средствами реабилитации и предоставлению санаторно-курортного лечения.

В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения Министерством труда и социального развития Ульяновской области законодательства о социальной защите инвалидов, было выявлено, что Пиядовой Л.В. установлена инвалидность *** группы,  08.10.2012 филиалом №7 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ей оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № 80. В разделе «Технические средства реабилитации» указаны следующие технические средства реабилитации: трость опорная регулируемая по высоте.             

Пиядова Л.В. была поставлена на учет в Министерство труда и социального развития Ульяновской области, однако указанными средствами реабилитации не обеспечена.   

Пиядова Л.В. обратилась в Управление Министерства труда и социального развития по г.Димитровграду и Мелекесскому району с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, однако ни в 2012, ни в 2013 году  путевкой не была обеспечена. Отсутствие достаточного финансирования исполнения принятого государством обязательства не прекращает.

Просил признать бездействие Министерства труда и социального развития Ульяновской области   по не обеспечению Пиядовой Л.В. средством реабилитации –тростью опорной регулируемой  по высоте и санаторно-курортной путевкой согласно программе индивидуальной реабилитации   незаконным и обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области  обеспечить Пиядову Л.В. тростью опорной регулируемой по высоте, а также предоставить   путевку на санаторно-курортное лечение в 2013 году за 2012 год за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, в срок до 31.12.2013.

В судебном заседании  истец Пиядова Л.В. от исковых требований в части признания незаконным бездействия по не обеспечению тростью опорной регулируемой и понуждении в ее выдаче отказалась в связи с обеспечением  данным средством реабилитации в установленный срок. Определением суда производство по делу в этой части судом прекращено.  

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в удовлетворении требований прокурора г. Димитровграда в интересах Пиядовой Л.В. отказать. В обоснование жалобы указывает, что порядок обеспечения лиц из числа получателей социальных услуг санаторно-курортным лечением установлен ФЗ «О государственной социальной помощи» приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года №328. При этом в данном приказе не содержится положений о безусловном, ежегодном предоставлении обратившимся лицам санаторно-курортных путевок. Ежегодное предоставление путевок законодательством не гарантировано.

Кроме того, размеры  финансирования не позволяли в 2010-2013  обеспечивать инвалидов путевками ежегодно, существует очередь и путевки предоставляются в порядке очередности. Заявление Пиядовой Л.В. о предоставлении путевки  на санаторно-курортное лечение зарегистрировано в установленном порядке от 10.01.2013 года. Считает, что путевка на санаторно-курортное лечение  в рамках набора социальных услуг должна быть предложена истцу в порядке очередности. Предоставление путевки вне очереди повлечет  ущемление прав других инвалидов, обратившихся с заявлением ранее. 

В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора города Димитровграда Душкова К.Б. считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Пиядова Л.В. является инвалидом  по общему заболеванию и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.

Истица в установленном порядке обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением всех необходимых документов, в том числе справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Заявление было зарегистрировано 10.01.2013.

Истица не была обеспечена санаторно-курортным лечением.

Полагая данный отказ незаконным, прокурор города Димитровграда, действующий в интересах Пиядовой Л.В., просил обязать Министерство предоставить Пиядовой Л.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора  г. Димитровграда,  заявленных в интересах Пиядовой Л.В. не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

В соответствии с п 1.1. ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона инвалиды имеют право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

В силу пункта 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

24.12.2009 между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области заключено Соглашение о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Данным Соглашением  Правительство Ульяновской области подтвердило, что федеральные полномочия, переданные в соответствии с настоящим Соглашением, будут осуществляться органом исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, которым в настоящее время является Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

С учетом указанных норм действующего законодательства, принимая во внимание, что Пиядова Л.В. своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета. Иное повлекло бы нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалида на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишит возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничит право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Доводы, приведенные Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

В частности, суд правильно указал, что наличие лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении путевок ранее истца, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении ее требований, поскольку   ограничений в предоставлении путевок по данным основаниям законом не предусмотрено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

В связи с реорганизацией в настоящее время Министерства труда и социального развития Ульяновской области в Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения с иной редакции.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 06 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.

Возложить  на Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области обязанность обеспечить Пиядову Л*** В*** санаторно-курортным лечением за 2012 год.

 

Председательствующий

 

Судьи