Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 24.09.2013, опубликован на сайте 10.01.2014 под номером 43308, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Росляков В.Ю.                                                                           Дело-33-3460/2013                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 24 сентября 2013 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 30 июля 2013 года, по которому постановлено:

Исковые требования Алексеева Н*** Н*** к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Инзенском районе Ульяновской области о понуждении включить в страховой стаж период работы, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости,  удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Инзенском районе Ульяновской области №*** от 08.05.2013 г. об отказе в назначении трудовой пенсии по старости Алексееву Н*** Н***

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области включить Алексееву Николаю Николаевичу в страховой стаж следующий период работы:

-с 05.05.1995 г. по 19.11.2008 г. в качестве р*** крестьянско-фермерского хозяйства Дымкова А*** Ю***

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области назначить Алексееву Н*** Н*** трудовую пенсию по старости с 14 февраля 2013 года.

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алексеев Н.Н. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Инзенском районе Ульяновской области о понуждении включить в страховой стаж период работы, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости.

В обоснование иска указал, что в связи с достижением пенсионного возраста 60-ти лет, обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области №*** от 08.05.2013г. в назначении трудовой пенсии по старости с 14.02.2013 ему было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа, при этом ответчиком не засчитан в страховой стаж в том числе период его трудовой с 05.05.1995г. по 19.11.2008г. в крестьянско-фермерском хозяйстве Дымкова А.Ю. в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов. Считает невключение указанного периода работы в страховой стаж незаконным.

Просил суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Инзенском районе Ульяновской области №38839 от 08.05.2013 об отказе назначении трудовой пенсии по старости, обязать УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области включить период его работы с 05.05.1995 по 19.11.2008 в крестьянско-фермерском хозяйстве Дымкова А.Ю. в страховой стаж и назначить ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения права - с 14.02.2013.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Инзенском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на ст. 10 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялось на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом к уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование с 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до 01.01.2002 года. Поскольку крестьянско-фермерским хозяйством Дымкова А.Ю. страховые взносы на застрахованных лиц, с которыми заключались договоры, не начислялись, правовых оснований для включения в страховой и общий трудовой стаж периодов работы граждан по найму в крестьянско-фермерских хозяйствах, не имеется. Даже в случае начисления страховых взносов крестьянско-фермерским хозяйством Дымкова А.Ю. (но не уплаты), с учетом положений Постановления Конституционного суда РФ от 10.07.2007 №9-П могут быть включены в страховой стаж периоды работы начиная с 17.06.2003 года (даты вступления в законную силу ФЗ от 11.06.2003 №74-ФЗ).

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Алексеева Н.Н. не установлено.

Согласно ст.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу статьи 10 данного Федерального закона (с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Статья 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Из материалов дела следует, что 12.02.2013 Алексеев Н.Н., 14.02.1953 года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости.

Решением УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области от 08.05.2013 №*** Алексееву Н.Н. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа, при этом в страховой стаж не включен период его работы в крестьянско-фермерском хозяйстве Дымкова А.Ю. с 05.05.1995 по 19.11.2008. Основанием отказа явилась неуплата работодателем в спорный период страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Из представленной суду выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что крестьянско-фермерское хозяйство Дымкова А.Ю. зарегистрировано и поставлено на учет в налоговом органе 10.12.1992 года, исключено из ЕГРЮЛ 04.02.2010 по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001. Алексеев Н.Н. членом крестьянско-фермерского хозяйства Дымкова А.Ю. не являлся.

Согласно трудовой книжке Алексеев Н.Н. 05.05.1995 был принят р*** в  крестьянско-фермерское хозяйство Дымкова А.Ю., основанием к внесению записи является приказ №2 от 05.05.1995, уволен 19.11.2008 по собственному желанию.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, в совокупности оценил представленные доказательства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Алексеева Н.Н., не установлено.

Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств регулировалась Законом РСФСР от 27 декабря 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», утратившим силу 11 июня 2003 года в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ.

Статьей 22 указанного закона установлено, что в случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР. Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий в государственных предприятиях. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются местным Советом народных депутатов.

В соответствии со статьей 237 Кодекса Законов о труде, действовавшего до 1 февраля 2002 года, взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями и организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования. Размеры страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом.

В силу статьи 66 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Порядок подтверждения страхового стажа для лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве установлен пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555.

Периоды работы граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата, исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации, и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Суд, оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности все доказательства по делу, правильно пришел к выводу о том, что период работы Алексеева Н.Н. в крестьянско-фермерском хозяйстве Дымкова А.Ю. с 05.05.1995 по 19.11.2008 подлежит включению в страховой стаж истца.

Сведения об осуществлении Алексеевым Н.Н. трудовой деятельности в качестве рабочего КФХ Дымкова А.Ю. подтверждаются записями в его трудовой книжке, а также показаниями свидетелей К*** И.А. и Б*** Г.Г.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в страховой и общий трудовой стаж периодов работы граждан по найму в крестьянско-фермерских хозяйствах основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, и не могут служить поводом к отмене решения суда. Нарушение работодателем трудового законодательства, неисполнение им обязанностей по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не может ущемлять пенсионные права работника.

Доводы жалобы являлись предметом судебного разбирательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводы судебного решения,  при таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 30 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: