Судебный акт
О предоставлении жилого помещения вне очереди
Документ от 24.09.2013, опубликован на сайте 10.01.2014 под номером 43307, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Ибрагимова Е.А.                                                                     Дело № 33-3448/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                24 сентября 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Павлове Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2013 года,  с учетом дополнительного решения того же суда от 18 июля 2013 года, по  которому постановлено:

Исковые требования Назаркиной О*** В***, действующей в интересах несовершеннолетнего Назаркина И*** О***, удовлетворить.

Возложить обязанность на  администрацию города  Ульяновска  предоставить  Назаркиной О*** В*** на состав семьи два человека: Назаркина О*** В***, Назаркин И*** О*** вне очереди  жилое помещение  по договору социального найма  в соответствии с нормами предоставлении жилого помещения, с учетом права Назаркина И*** О*** на дополнительную  жилую площадь.

В исковых требованиях к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска отказать.

Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу Назаркиной О*** В*** в возмещение расходов по оплате госпошлины 200руб., по оплате услуг нотариуса 800руб., по оплате услуг представителя в сумме 4 000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Назаркиной О.В., возражавшей против доводов жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Назаркина О.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего Назаркина Ивана Олеговича с иском о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, мотивируя следующим. Она обратилась 11.04.2013г. в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, на что ей был дан отказ в связи с тем, что внеочередное предоставление жилого помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, осуществляется при условии проживания граждан в квартире, занятой несколькими семьями. Несовершеннолетнему Назаркину И.О. выдана справка с указанием заболевания с кодом ***, входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний. Назаркин И.О. зарегистрирован вместе с ней в двухкомнатной квартире общей площадью 52,80 кв.м, принадлежащей на праве собственности матери истицы. Вместе с ними фактически проживают родители истицы  и брат со своей семьей. Семьи ведут раздельное хозяйство и имеют свой бюджет. Ее отец – Исаков В.И., проживающий в этой квартире, пережил последствия ишемического инсульта головного мозга и нуждается в постоянном покое. Состояние Исакова В.И. нередко вызывает резкий эмоциональный всплеск, что провоцирует  возникновение внезапного припадка ребенка. Несовершеннолетней Назаркин И.О. имеет право на дополнительную жилую площадь. Просит обязать ответчика предоставить несовершеннолетнему ребенку Назаркину И.О. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающие установленным требованиям, находящееся в черте города Ульяновска, общей площадью не менее чем 15 кв.м, с учетом права на дополнительную жилую площадь в размере 15 кв.м, но не менее отдельной комнаты. Взыскать расходы по оплате госпошлины 200 руб., юридические услуги в размере 10 000 руб., за оформление доверенности 800 руб.

Судом для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Исакова М.В., Исаков В.И., Исаков К.В.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Ссылаясь на статью 49 ЖК РФ, указывает, что орган местного самоуправления муниципального образования «Город Ульяновск» полномочиями на обеспечение жилыми помещениями определенной категории граждан, к которой относится истец, до настоящего времени не наделен. Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются в соответствии с требованиями ст.49 ЖК РФ. На правильность данной позиции указывает определение Конституционного суда РФ от 12.04.2011 №551-О-О по жалобе Кудряшова Ю.А. Судом неверно трактованы нормы Жилищного кодекса РФ.

В возражении на жалобу Назаркина О.В. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска – без удовлетворения.

Представители  администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, третьи лица Исакова М.В., Исаков В.И., Исаков К.В., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Частью первой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено судом первой инстанции, Назаркина О.В. имеет несовершеннолетнего сына Назаркина И.О., ***.06.2003 года рождения, который является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до ***.2021.

Ребенок состоит на учете при ГКУЗ «Детская поликлиника №***» с заболеваниями под кодом *** и ***, включенными в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

04.03.2013 истица обращалась в администрацию города Ульяновска с заявлением о внеочередном предоставлении жилого помещения в связи с наличием у ребенка тяжелого хронического заболевания, включенного в вышеуказанный перечень, однако решением комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации города Ульяновска от 11.04.2013 ей было отказано в праве на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма со ссылкой на отсутствие оснований, предусмотренных ст.ст. 51, 57 ЖК РФ.

При рассмотрении настоящего гражданского дела суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами, верно определил материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, провел надлежащую проверку жилищных условий семьи истицы, учитывая нуждаемость семьи несовершеннолетнего Назаркина И.О. в составе двух человек, в том числе матери Назаркиной О.В.,  истицы по делу, в улучшении жилищных условий, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Из материалов дела следует, что Назаркина О.В. с несовершеннолетним Назаркиным И.О. проживает в двухкомнатной квартире № *** по пр.А*** в городе Ульяновске отдельной семьей,  независимо от семьи ее родителей Исаковых М.В. и В.И. и брата Исакова К.В., также проживающих по данному адресу. Собственником данного жилого помещения является Исакова М.В.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации города Ульяновска от 11.03.2010 семья Назаркиной О.В. в составе 2 человек (она и сын Назаркин И.О.) признана нуждающейся в жилье, малоимущей, поставлена на учет нуждающихся в жилье за №205.

Удовлетворяя заявленные Назаркиной О.В. требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ее семья в составе двух человек нуждается в жилом помещении на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, поскольку в составе семьи имеется больной ребенок, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Ссылка в апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на то, что решение суда принято в нарушение ст. 49 ЖК РФ, согласно которой для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущим, не влечет отмену принятого по делу решения, поскольку судом установлено, что семья истицы с составом 2 человека поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Довод жалобы о необоснованности возложения на администрацию города обязанности по предоставлению жилья вне очереди судебная коллегия считает несостоятельным.

Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения содержатся и в статьях 14 (ч. 1) и 19 (п. 3 ч. 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17.12.2009 №1563-О-О (п. 2.1, п. 2.2) указал на то, что данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, возникшие между сторонами правоотношения судом определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права.

Ссылка в апелляционной жалобе на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 №551-О-О не опровергает правильность выводов суда по настоящему гражданскому делу.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2013 года,  с учетом дополнительного решения того же суда от 18 июля 2013 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи