Судебный акт
По делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ
Документ от 24.12.2013, опубликован на сайте 09.01.2014 под номером 43271, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сайдяшев С.В.                                                              Дело № 12-246/2013 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               24 декабря 2013 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда  Логинов Д.А.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2013 года, которым суд постановил:

 

Признать Администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области (юридический адрес: Ульяновская область, г.Димитровград, улица Х***, д.***, ИНН ***, КПП ***, ОГРН ***) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: Реквизиты заполняемого платежного поручения: Счет №40101810100000010003 БИК 047308001 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г.Ульяновск. Получатель: ИНН 7325049499 КПП 732501001 Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ОКАТО 73401000000. КБК 04811625050016000140. Наименование неналогового платежа, сбора: Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба.

 

УСТАНОВИЛ:

 

16.10.2013 государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области Бородихиной О.В. был составлен протокол об административном правонарушении №*** в отношении администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области по ст.8.2 КоАП РФ.

В вину администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области вменено то, что в нарушение ч.1 п.1, ч.2 ст.51, ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1, п.2 ст.8, ч.ч.1, 7 ст.12, п.п.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2.14 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994 допустило создание в непосредственной близости от населенного пункта (в радиусе 300 м восточнее ПС-110/35/10 кВ «Рязаново» Димитровградского ПО филиала ОАО «МРСК Волги» «Ульяновские распределительные сети» на юго-восточной окраине села Рязаново Мелекесского района Ульяновской области) не внесенного в государственный реестр объекта размещения отходов IV класса опасности, где сброс отходов производится на почву.

16.10.2013 протокол об административном правонарушении с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд г.Ульяновска.

Рассмотрев материалы дела по существу, судья Ленинского районного  суда г.Ульяновска вынес указанное выше постановление. 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить за отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указывает, что администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области не осуществляет деятельность по обращению с отходами, поэтому действия (бездействия) администрации не могут составлять объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Ответственность за данное правонарушение несет лицо, которое осуществляет обращение с отходами. Администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области  является не только юридическим лицом, но и органом местного самоуправления, поэтому может быть привлечено к ответственности лишь за нарушения, допущенные в своей внутренней финансово-хозяйственной деятельности.

Полагает, что не осуществление должного контроля и не принятие соответствующих организационных мер не может охватываться составом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, ссылается на судебную практику.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области Пурайкина А.О., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

         Как следует из ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п.2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994, не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в районах развития геотектонических структур, образований и процессов, запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды», п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п.2 ст.2 Устава МО «Мелекесский район» Ульяновской области МО «Мелекесский район» является муниципальным районом.

Согласно п.п.10, 13 п.1 ст.3 Устава к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация  утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

В соответствии с п.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В ходе проведенной 16.08.2013 Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области проверки на территории МО «Мелекесский район» Ульяновской области, в  радиусе *** м восточнее *** Димитровградского ПО филиала ОАО «МРСК Волги» «Ульяновские распределительные сети» на *** окраине села Рязаново Мелекесского района Ульяновской области был выявлен факт несанкционированного размещения отходов, что подтверждается актом рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства от 16.08.2013, а также фотографиями, и не оспаривается представителем администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области.

Из представленных в дело протоколов биотестирования следует, что обнаруженные отходы относятся к IV классу опасности для окружающей природной среды.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что администрация Мелекесского района, будучи ответственной за организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального района, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не предприняла достаточных мер к предотвращению сброса отходов на почву на территории указанного муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что бездействие администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области не может охватываться составом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению.

В силу приведенных выше нормативно-правовых актов администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области несет ответственность за неисполнение на территории района требований законодательства, относящегося к вопросам местного значения, куда отнесены и вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Соответственно администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области является субъектом ответственности, вмененного ей административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области сбором, обращением или переработкой отходов не занимается, не могут служить основанием к отмене состоявшегося постановления, поскольку в вину администрации вменено бездействие, в результате которого в непосредственной близости от населенного пункта был создан объект размещения отходов IV класса опасности, не внесенный в государственный реестр.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.

Постановление о привлечении администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области в пределах, установленных санкцией ст.8.2 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, а жалобу администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Судья