Судебный акт
Признание нуждающейся в улучшении жилищных условий
Документ от 24.12.2013, опубликован на сайте 27.12.2013 под номером 42987, 2-я гражданская, о признании отказа в постановке на учет в предоставлении жилого помещения недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Карасева И.И.                                                                       Дело-33-4639/2013 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             24 декабря 2013 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Грудкиной Т.М.

при секретаре Долынине С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ломакиной Е*** М*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 21 октября 2013 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Ломакиной Е*** М***  к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город  Новоульяновск» Ульяновской области  о   признании  незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении;  признании   ее нуждающейся в  жилом помещении и   возложении обязанности по   принятию  на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом  по договору социального найма, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ломакина Е.М.  обратилась  в суд с  иском к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» о  признании   нуждающейся в жилом помещении.  В обоснование  иска указала, что в  мае 2013 года обратилась к ответчику  с заявлением о постановке  на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.  Однако в постановке на учет ей было отказано из-за справки формы № 8 о регистрации в г. Новоульяновске по постоянному месту жительства. Такую справку она представить не имеет возможности,  поскольку  в настоящее время регистрация в г. Новоульяновске у нее отсутствует. Просила признать незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; признать ее нуждающейся в жилом помещении; обязать ответчика принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом  по договору социального найма.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Ломакина Е.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. Поясняет, что из-за отсутствия регистрации по месту жительства она не может получить и представить ответчику справки из Управления Росреестра об отсутствии у нее жилья в собственности, Управления ГИБДД УВД Ульяновской области об отсутствии транспортных средств, Центра занятости населения об отсутствии дохода в качестве безработного, чтобы подтвердить материальное положение. Полагает, что в силу данных обстоятельств суду следовало удовлетворить заявленное с ее стороны ходатайство об истребовании указанных справок. Однако суд в ходатайстве отказал, мотивируя это длительностью получения ответов, что отразится на сроках рассмотрения дела. Считает, что тем самым суд нарушил действующее законодательство, а именно: процедуру подготовки дела к слушанию,  установленную п.9 ч.1 ст.150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что ***.2013  Ломакина Е.М. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

К заявлению истицей были приложены копии следующих документов:  паспорта, справки о заключении брака, свидетельства  о расторжении брака, свидетельства  о рождении ребенка, трудовой книжки, решения суда о снятии с регистрационного учета, ответа из прокуратуры.

Из данных документов  следовало, что Ломакина Е.М. в период с октября 2006 года по октябрь 2011 года была зарегистрирована в жилом доме по адресу: г.Б*** ул.У***, д.***, принадлежащем на праве собственности ее супругу - Л*** После расторжения брака Ломакина Е.М. выехала с несовершеннолетним ребенком в г. Ульяновск, была снята с регистрационного учета в г. Б*** на основании решения суда от ***.2011.

На момент обращения в органы местного самоуправления Ломакина Е.М. постоянной регистрации  в г.Ульяновске не имела, не работала, что подтвердила копией трудовой книжки, другие документы в этой части не представила. 

По  результатам рассмотрения заявления Ломакиной  Е.М. комиссией по учету и распределению жилой площади администрации МО «Город Новоульяновск решением от ***2013  истице отказано  в постановке  на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ввиду непредставления документов, предусмотренных ч.4 ст. 52 ЖК РФ, а именно: справки  формы № 8 за последние пять лет, документов о доходах.

Полагая отказ незаконным, Ломакина Е.М. обжаловала его в судебном порядке. 

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Ломакиной Е.М., не установлено.

В соответствии  с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются только малоимущим гражданам (за исключениями, установленными указанным Кодексом).

Согласно  ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации  малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда  на территории Ульяновской области, установлен Законом Ульяновской области от 02.11.2005 № 110-ЗО.

Согласно ст. 4 указанного Закона расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, производится исходя из суммы доходов членов семьи за календарный год, непосредственно предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Пунктом 2 Постановления Главы города Ульяновска от 18.08.2006 № 3431 «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, для признания граждан малоимущими» размер дохода на каждого члена семьи в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма установлена в сумме, не превышающей величину 1,3 размера прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области.

За II квартал 2013 года (на момент обращения истицы к ответчику) величина прожиточного минимума в Ульяновской области в расчете на душу населения составляла 6408 руб., для детей - 6410 руб.

Между тем, пунктом 6.4 Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17, которым руководствуется орган местного самоуправления, установлено, что граждан, признанных не имеющими доходов в течение расчетного периода, необходимо исключать из общего состава членов семьи гражданина-заявителя при исчислении среднедушевого дохода семьи.

В этом случае среднемесячный совокупный доход семьи рекомендуется делить не на общее число членов семьи, а на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в расчетном периоде, что позволяет как защитить публичный интерес стимулирования совершеннолетних трудоспособных граждан к трудовой деятельности, так и позволяет гражданам, являющимся малоимущими, реализовать гарантированное им федеральным законом право на постановку на учет для получения жилья самостоятельно, без учета трудоспособных неработающих членов семьи.

Поскольку Ломакина Е.М. не представила суду  сведений о  наличии у нее дохода за последние 12 месяцев перед обращением  в орган местного самоуправления, а также доказательства уважительности их отсутствия (нетрудоспособности в указанный период), основания для признания ее малоимущей, с учетом рекомендаций Минрегионразвития от 25.02.2005 № 17 и положений вышеуказанных Законов субъекта Российской Федерации по месту ее проживания, не имелось. В отсутствие решения о признании истицы малоимущей она не может быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма государственного либо муниципального жилья  независимо от отсутствия у нее регистрации по месту жительства в г.Новоульяновске.

Доводы, приведенные Ломакиной Е.М. в апелляционной жалобе относительно невозможности предоставления ею справок о доходах и имуществе ввиду отсутствия у нее регистрации, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку она сообщила об отсутствии у нее дохода, как в виде заработной платы, так и в виде каких-либо пособий. Справки об имуществе Ломакиной Е.М.  на территории Ульяновской области запрошены судом, сведения о наличии у нее  недвижимости на праве собственности отсутствуют.

В силу изложенного решение суда об отсутствии оснований для признания Ломакиной Е.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 21 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ломакиной Е*** М*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: