Судебный акт
Привлечение к адм.ответственности по ст.8.41 КОАП
Документ от 17.12.2013, опубликован на сайте 28.12.2013 под номером 42984, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 8.41, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Кочетов С.Л.                                                               Дело № 7-282/2013                                                    

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                         17 декабря 2013 года                                                                       

Судья Ульяновского областного суда  Костюнина Н.В.,

при секретаре Долынине С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе военного комиссара Ульяновской области Тригубенко А*** Ф*** на решение судьи Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 25 октября 2013 года,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением государственного инспектора РФ по охране природы  по Ульяновской области, главного  специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Орлова А.О. от 17 сентября 2013 года военный комиссар Ульяновской области Тригубенко А.Ф. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3050 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 25 октября 2013 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ульяновской областной суд, Тригубенко А.Ф. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием его вины в данном правонарушении.

Подробно позиция Тригубенко А.Ф. изложена в жалобе и поддержана его представителями Чижаковским И.И.,  Бурцевой Е.А. в судебном заседании.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Исходя из статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Судом установлено, что военный комиссариат является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно: осуществляет выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещает отходы производства и потребления (мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы потребления на производстве).

При этом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 квартал 2012 года, 1-2 квартал 2013 года военным комиссариатом не перечислена, плата за выбросы от передвижных источников за 1-4 квартал 2013 года внесена с нарушением установленных сроков.

Указанные обстоятельства Тригубенко А.Ф. не оспариваются.

Признавая Тригубенко А.Ф. виновным в совершении указанного правонарушения, административный орган и суд первой инстанции указали, что им не было принято достаточных мер для соблюдения природоохранного законодательства.

С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность такого лица в совершении административного правонарушения.

В силу положений части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что Тригубенко А.Ф. в силу объективных обстоятельств не произвел оплату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей с его стороны допущено не было.

Из справки руководителя ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» Маклакова В.И. № *** от 29.07.2013 военный комиссариат Ульяновской области в соответствии с директивой Министра обороны РФ от 10.06.2010 года № Д-60ДСП зачислен на финансовое обеспечение по территориальному принципу в федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия».

В соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от 15.11.2012 №20дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» военный комиссариат Ульяновской области зачислен на финансовое обеспечение с открытием лицевого счета бюджетополучателя в органе Федерального казначейства по Ульяновской области. Главным распорядителем бюджетных средств является федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия».

Финансирование военного комиссариата осуществляется строго по целевым статьям бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно телеграмме заместителя руководителя Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от 19 января 2012 года, письма руководителя ФКУ «Отдел финансового обеспечения МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» от 23 апреля 2012 года плата за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется через объединенные стратегические командования военных округов, кроме военно-учебных, военно-медицинских и санаторно-курортных учреждений по статье 6830 «Обеспечение экологической безопасности в вооруженных силах» КБК 187 0201 2026700 852.290.

Информационным письмом экологической службы Управления планирования и координации материально-технического обеспечения Центрального военного округа от 05.03.2013 № *** сообщается, что при поступлении денежных средств по КОСГУ 290 статьи сметы МО РФ 6830 (плата за негативное воздействие на окружающую среду) из бюджета Минобороны РФ, экологическая служба через лицевой счет ФКУ «Объединенное Стратегическое Командование Центрального военного округа» осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду в территориальные органы Росприроднадзора по представленным заявкам от воинских частей и учреждений.

В соответствии с данными указаниями, военным комиссариатом Ульяновской области соответствующие заявки по плате за негативное воздействие на окружающую среду были представлены в установленные сроки в экологическую службу Управления планирования и координации материально-технического обеспечения центрального военного округа по адресу: г.Е***, ул.В***, ***.

Данные заявки были приняты экологической службой Управления планирования и координации материально-технического обеспечения центрального военного округа к исполнению.

27.03.2013 года ФКУ «Объединенное Стратегическое Командование Центрального военного округа» была осуществлена плата в размере 1 руб. 32 коп. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами за 1-4 квартал 2012 военным комиссариатом Ульяновской области.

10.10.2013 года ФКУ «Объединенное Стратегическое Командование Центрального военного округа» была осуществлена плата в размере 5 руб. 22 коп. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами за 1 квартал 2013 военным комиссариатом Ульяновской области.

Поскольку административным органом не доказано, что при указанных обстоятельствах, Тригубенко А.Ф. имел реальную возможность произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за выше обозначенные периоды, что он не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил возложенные на него обязанности, полагаю, что в действиях Тригубенко А.Ф. отсутствует состав административного правонарушения, так как не установлена его вина в совершении данного правонарушения.

По изложенным основаниям, вышеуказанные акты по данному делу об административном правонарушении подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 -30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

Р Е Ш И Л А:

Постановление государственного инспектора РФ по охране природы  по Ульяновской области, главного  специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Орлова А.О. от 17 сентября 2013 года, решение судьи Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 25 октября 2013 года о привлечении  военного комиссара Ульяновской области Тригубенко А.Ф. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по данному делу прекратить за отсутствием в действиях Тригубенко А.Ф. состава административного правонарушения.

 

Судья