Судебный акт
Оспаривании акта контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
Документ от 24.12.2013, опубликован на сайте 26.12.2013 под номером 42975, 2-я гражданская, о признании незаконными акта контроля, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Маслюкова А.В.                                                 Дело № 33-4599/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          24 декабря 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Тютькиной З.А. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Мерчиной А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 августа 2013 года, по которому постановлено:

 

Заявление исполняющего обязанности Главы администрации города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным предписание Министерства строительства Ульяновской области № 24 от 22 мая 2013 года об устранении нарушений органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения Аладиной Д.П., представляющей по доверенностям интересы администрации города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Исполняющий обязанности главы города Ульяновска Шемет В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании акта контроля Министерства строительства Ульяновской области за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № 46 от 22 мая 2013 г. и предписания № 23 от той же даты об устранении нарушений по данному акту.

Требования мотивировал тем, что указанным предписанием администрации города Ульяновска предложено в срок до 30 июля 2013 г. рассмотреть заявление Р*** Л.Н., действующей за С*** Г.Д., о предоставлении земельного участка, расположенного в с. Б***, 145 м северо-западнее дома № *** по ул.Г***, для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, контрольные полномочия Министерства строительства Ульяновской области за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности не включают в себя контроль в сфере земельного законодательства и в части разрешения обращений граждан.

Данные о площади испрашиваемого земельного участка необходимы для всестороннего рассмотрения заявлений о выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При проведении проверки по заявлению Р*** Л.Н., действующей за С*** Г.Д., Министерством строительства Ульяновской области не учитывалось, что градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства – 300 кв. м, что предполагает возможность предоставления земельных участков большей площадью и не отражает потребность заявителей при обращении о предоставлении земельного участка. Пунктом 1 решения Ульяновской Городской Думы от 30.05.2002 г. № 77 «О нормах предоставления земельных участков в собственность граждан на территории г. Ульяновска» установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность и расположенных в границах муниципального образования «Город Ульяновск» в границах населенного пункта «город Ульяновск», для индивидуального жилищного строительства – от 0,03 до 0,10 га. В этой связи, данные о площади испрашиваемого земельного участка необходимы администрации города Ульяновска для всестороннего рассмотрения заявлений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

 

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Ссылаясь на положения Градостроительного кодекса РФ (ч.ч. 1, 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6.1., ч. 2 ст. 8.1.), а также на п. 2.44. Положения о Министерстве строительства Ульяновской области, указывает, что названное министерство осуществляет полномочия по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Полагает отказ администрации города Ульяновска от рассмотрения заявления Р*** Л.Н., представляющей интересы С*** Г.Д., о выделении земельного участка необоснованным. Администрация города Ульяновска не выделила земельный участок в минимальном размере, указав в ответе заявителю на необходимость обосновать размер земельного участка, хотя это не установлено положениями ст.30.1. Земельного кодекса РФ. Минимальный размер предоставляемого земельного участка установлен в 300 кв.м. Считает, что проведенной проверкой были выявлены нарушения ст.ст. 30.1. и 31 Земельного кодекса РФ. Поскольку испрашиваемый земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, при рассмотрении вопроса о его выделении необходимо было руководствоваться п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя Министерства строительства Ульяновской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как следует из материалов дела, 18 марта 2013 г. от адвоката Р*** Л.Н., действующей в интересах С*** Г.Д., в адрес Главы администрации города Ульяновска поступило заявление о предоставлении в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного в г.Ульяновске, 145 метров северо-западнее дома № *** по ул. Г*** в с.Б***.

15 мая 2013 г. Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в адрес Р*** Л.Н. и С*** Г.Д. направлен ответ о том, что принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, поскольку на основании обращения определить место размещения испрашиваемого земельного участка не представляется возможным; в заявлении отсутствует площадь земельного участка, что не соответствует требованиям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ.

22 мая 2013 г. по заявлению адвоката Р*** Л.Н., действующей в интересах С*** Г.Д., Министерством строительства Ульяновской области на основании распоряжения от 25.04.2013 г. № 81-од проведены мероприятия по контролю за соблюдением администрацией города Ульяновска законодательства о градостроительной деятельности.

По результатам проверки составлен акт № 48 и предписание № 24, которым в срок до 30.07.2013 г. предложено в соответствии с законодательством рассмотреть по существу заявление Р*** Л.Н., действующей за С*** Г.Д., о предоставлении земельного участка, расположенного в с. Б***, 145 м северо-западнее дома № *** по ул. Г***, для индивидуального жилищного строительства. 02 июля 2013 г. предписание и акт направлены исполняющему обязанности Главы администрации МО «город Ульяновск».

В соответствии с ч. 1 ст. 8.1. Градостроительного кодекса РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за: 1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; 2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями данного Кодекса; 3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

Как следует из ч. 2 ст. 8.1. Градостроительного кодекса РФ, в целях осуществления данного контроля должностным лицам органов, осуществляющих контроль, предоставлено право проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций.

Согласно ч. 3 ст. 8.1. данного Кодекса в случае выявление фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности должностные лица органов, осуществляющих контроль, обязаны: направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

Как установлено п. 3.1. Положения о контроле за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области № 381 от 01.11.2007 г., контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности включает: контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; контроль за соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ; контроль за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

При этом контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности – это совокупность действий уполномоченных должностных лиц Министерства строительства Ульяновской области, связанных с проведением проверки соответствия муниципальных правовых актов (уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправления Ульяновской области) положениям действующего законодательства о градостроительной деятельности и закреплением результатов проверки в форме акта контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Контроль за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, определен вышеупомянутым Положением как совокупность действий уполномоченных должностных лиц Министерства, связанных с проведением проверки соблюдения процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков и закреплением результатов проверки в форме акта контроля.

Принимая во внимание приведенные нормы, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Министерства строительства Ульяновской области полномочий для проведения проверки по заявлению адвоката Р*** Л.Н., действующей в интересах С*** Г.Д.

В оспариваемых акте и предписании со ссылками на ст.ст. 30.1. и 31 Земельного кодекса РФ, а также на утвержденные решение Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. № 90 Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Ульяновск» указывается на незаконность отказа администрации города Ульяновска в рассмотрении заявления в связи отсутствием требований по указанию в заявлении площади земельного участка, неисполнением органом местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения заявления предписаний п. 3 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ и необеспечением выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Как следует из ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

В силу п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, которые включают формирование участка и постановку его на кадастровый учет; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставление участка без проведения торгов.

Согласно п. 1 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в отдельных случаях – в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

В соответствии с п. 3 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, первоначально подавшему заявление. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с этим гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Как установлено ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, результатом кадастровых работ является межевой план, который в соответствии со ст. 38 этого Федерального закона должен содержать сведения о площади земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ в заявлении гражданина о предоставлении земельного участка для строительства должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

При обращении Р*** Л.Н. в интересах С*** Г.Д. не была указана площадь земельного участка, который она просила предоставить для индивидуального жилищного строительства, что не позволило установить место его размещения. Каких-либо обстоятельств, предоставляющих ей право на первоочередное предоставление земельного участка, в ходе рассмотрения дела установлено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в заявлении гражданина сведений о площади испрашиваемого земельного участка не позволило принять решение о предоставлении участка.

Кроме того, с заявлениями от имени С*** Г.Д. обращалась действующая по ордеру адвокат Р*** Л.Н.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Действующим законодательством не предусмотрена возможность представления интересов клиента на основании ордера при обращении за выделением земельного участка. Доверенность на представление интересов С*** Г.Д. при обращении от ее имени с заявлением о выделении земельного участка и при обращении в Министерство строительства Ульяновской области Р*** Л.Н. также предъявлена не была.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований администрации города Ульяновска о признании незаконными акта контроля и предписания Министерства строительства Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости выделения земельного участка в минимальном размере (300 кв. м) судебной коллегией отклоняются, поскольку не основаны на положениях действующего законодательства. Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ примерный размер испрашиваемого земельного участка должен указать гражданин.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений – градостроительные отношения.

В рассматриваемом деле предметом оспариваемой проверки являлась законность рассмотрения обращения гражданина о предоставлении земельного участка.

Как следует из п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земельные участки.

Согласно п. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, – земельные отношения регулирует земельное законодательство.

В силу приведенных норм закона доводы жалобы о том, что Министерство строительства Ульяновской области проводило проверку в рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, подлежат отклонению.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи