Судебный акт
Приговор по ч.4 ст.111 УК РФ признан законным, обоснованным и справедливым.
Документ от 18.12.2013, опубликован на сайте 27.12.2013 под номером 42944, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.4 УК РФ, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

***                                                        Дело № 22-3906/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   18 декабря   2013 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шибковой И.В.,

судей Басырова Н.Н., Кабанова В.А.,  

с участием прокурора Хуртиной А.В.,  потерпевшего М*** C.Б., 

адвоката Степченко А.В.,    осужденной Кидяровой Л.Б.,   

при секретаре  Пелькине А.И.       

 

рассмотрела в открытом   судебном заседании   апелляционные        жалобы  осужденной Кидяровой Л.Б.  на  приговор Ленинского    районного суда  г. Ульяновска    от 23  октября   2013 года, которым

 

КИДЯРОВА Л*** Б***,   

***, ранее судимая:

11 февраля 2013 года  по ст. 112  ч. 1 УК РФ к 1 году ограничения свободы,

 

осуждена  по части 4  статьи   111  УК  РФ  к 9 годам 6 месяцам     лишения свободы с  отбыванием в исправительной колонии общего   режима, с ограничением свободы на 1 год.

 

Установлены  следующие ограничения: без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания  в виде ограничения свободы не менять место жительства, не выезжать за пределы г. Ульяновска, возложена обязанность один раз в месяц являться в вышеуказанный специализированный государственный орган на регистрацию в дни, определенные этим органом.

 

В соответствии со статьей 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к вновь назначенному наказанию частично  присоединена неотбытая часть наказания по  приговору мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Ульяновска от 11 февраля 2013 года  и окончательно к отбытию назначено 9 лет  8 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы на срок один год.

 

Установлены следующие ограничения: без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания  в виде ограничения свободы не менять место жительства, не выезжать за пределы г. Ульяновска, возложена  обязанность один раз в месяц являться в вышеуказанный специализированный государственный орган на регистрацию в дни, определенные этим органом.

 

Срок отбытия наказания исчислен с 01 июля   2013 года. Мера пресечения  в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.

 

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Апелляционное   представление государственного обвинителя Матвеева А.А.    отозвано в соответствии с частью 3 статьи 389-8 УПК РФ до начала заседания суда апелляционной  инстанции.

 

Заслушав  доклад судьи  Шибковой И.В., выступления осужденной  Кидяровой Л.Б., адвоката Степченко  А.В.,     потерпевшего М*** С.Б., прокурора Хуртиной А.В.,      судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кидярова Л.Б.   признана виновной в  умышленном причинении своей матери М*** З.В.  тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей.

 

Преступление совершено в   июне 2013 года в г. Ульяновске    при обстоятельствах,  изложенных в приговоре.

 

В апелляционных  жалобах  (основной и дополнительной) осужденная Кидярова Л.Б.,    не  соглашаясь с состоявшимся судебным решением, указывает, что,  проживая  со своей  престарелой  больной  матерью М*** З.В., она заботилась и   ухаживала за ней. При этом потерпевшая в силу состояния своего здоровья плохо ходила, постоянно падала. Ранее она (Кидярова Л.Б.) лишь один раз  избила свою мать, за что была осуждена приговором мирового судья по статье 112 УК РФ. Утверждает, что 29 июня 2013 года вечером она обнаружила свою мать, лежащей на полу без признаков жизни.   Указывает, что в ходе предварительного следствия показания она не давала, а  ее брат  М*** С.Б., а также свидетели по делу ее оговаривают. Просит учесть ее явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления,  полное признание вины и  раскаяние в содеянном,   отсутствие исковых требований со стороны потерпевшего, и  снизить срок назначенного наказания

 

В возражениях  на апелляционных  жалобах осужденной потерпевший М*** С.Б., считая доводы жалоб несостоятельными, просит оставить их без удовлетворения.

 

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционных       жалоб осужденной и возражений   потерпевшего,  выслушав выступления осужденной  Кидяровой Л.Б.  и адвоката Степченко  А.В.,   поддержавших      доводы жалоб,   потерпевшего М*** С.Б. и прокурора  Хуртиной А.В.,  возражавших      против удовлетворения жалоб и обосновавших   их  несостоятельность,   суд апелляционной инстанции  находит приговор  районного  суда законным, обоснованным и справедливым.

 

Обстоятельства совершенного  преступления судом установлены правильно,  выводы суда о виновности Кидяровой Л.Б.   в  содеянном  основаны на доказательствах, полученных в порядке, установленном законом, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании и получивших оценку суда в соответствии с правилами статьи 88 УПК РФ. Оснований для признания их недопустимыми, предусмотренных статьей 75 УПК РФ, не установлено.

 

Так, из показаний  осужденной   Кидяровой Л.Б., данных  в ходе предварительного следствия, усматривается, что,  в связи с тяжелым  состоянием здоровья, ее мать  М***  З.В., с которой она проживала в одной квартире,   плохо передвигалась, отправляла  под себя  естественные надобности. Из-за этого между ними происходили   скандалы, в ходе которых она  избивала свою мать. В начале  июня 2013 года,  ориентировочно после 05 июня 2013 года, между ними произошла очередная ссора, разозлившись,  она (Кидярова Л.Б.)    умышленно, со значительной силой, руками нанесла матери множественные удары  по голове и телу. В середине июня, но не ранее 15 июня 2013 года, она вновь избила мать, нанеся  около 5-6 ударов руками  по телу. 26 июня 2013 года вечером она  нанесла лежащей на полу потерпевшей  ногами по спине около 3-4 ударов. После того, как она  вместе с соседкой положила мать на кровать, та  справила  естественные  надобности в постель, что привело  ее (Кидярову Л.Б.)    в бешенство. В этот день она нанесла матери множество ударов руками  в голову, по телу, верхним и нижним конечностям, а также   не менее 6-7 ударов  ногами по телу, верхним и нижним конечностям. 27 июня 2013 года на лице матери проявились синяки от нанесенных ею ударов. 28 июня 2013 года  ближе к вечеру она подошла к лежавшей на кровати матери, последняя ударила её клюшкой по лицу, затем мать упала с кровати боком на пол, где пролежала до 29 июня 2013 года. Когда изо рта матери пошла пена, она вызвала «скорую помощь», приехавшие врачи   констатировали смерть матери.  В содеянном раскаивалась.

 

В ходе  проверки  показаний на месте  Кидярова  Л.Б., изложив обстоятельства совершения данного  преступления  в целом аналогичным образом,    продемонстрировала механизм причи­нения потерпевшей ударов руками и ногами  в область головы.

 

Приведенные выше показания  Кидяровой Л.Б.    получены с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона, перед началом допроса ей    разъяснялось право не свидетельствовать против себя, показания она давала   в присутствии адвоката,    а  в ходе проверки показаний на месте  -   в присутствии понятых, что  исключало возможность применения к ней    недозволенных методов ведения следствия.  Протоколы данных следственных действий  соответствуют требованиям закона, при этом  всеми участниками этих  действий они подписаны без каких-либо  замечаний. 

 

При этом  суд первой инстанции обоснованно признал приведенные выше показания Кидяровой Л.Б. в качестве достоверных доказательств,  поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам происшедшего и согласуются с другими исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре доказательствами, в частности, с выводами   экспертных исследований, согласно которым у Кидяровой Л.Б.  обнаружены телесные повреждения в виде ссадины в области спинки носа в верхней трети больше слева от средней линии, на крыле носа слева, на левой щеке, механизм образования которых возможен при обстоятельствах, изложенных осужденной, а именно:  29 июня 2013 года мать ударила её деревянной палкой – клюшкой один раз по лицу;   при этом возможность причинения Кидяровой Л.Б.  вышеназванной  деревянной клюшкой не исключается по общим групповым признакам.

 

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у М*** З.В., наряду с другими телесными повреждениями, была обнаружена тупая сочетанная травма тела, проявившаяся закрытой черепно-мозговой травмой, закрытой тупой травмой шейного и грудного отделов позвоночника, закрытой тупой травмой груди и забрюшного пространства, осложнившаяся шоком,  расцениваемая как тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни, повлекшая в последующем смерть потерпевшей. Все обнаруженные повреждения причинены М****** прижизненно, в общем отрезке времени от нескольких часов, десятков часов до 2-4 недель к моменту наступления смерти¸ причем отрезок времени после 05 июня 2013 года  по 26 июня 2013года подпадает под отрезок времени, когда было возможно причинение выявленных повреждений, могли образоваться от руки, ноги, при обстоятельствах, изложенных подсудимой Кидяровой Л.Б. при её допросах в качестве подозреваемой и обвиняемой, а также при проверке показаний подсудимой на месте. 

 

Свидетель Л*** В.Н. показал в судебном заседании, что Кидярова Л.Б.,  проживая со своей матерью, ухаживала за последней, так как та по состоянию своего здоровья и возраста плохо передвигалась по квартире, многое забывала, часто справляла естественные надобности под себя. Слышал как между Кидяровой Л.Б. и ее матерью происходили словесные конфликты. При этом со слов осужденной ему было известно о том, что иногда она избивает свою мать, поскольку  ей надоело за ней  убирать.    

 

Свидетель М*** Ч.Ф. в судебном заседании показала, что, являясь соседкой Кидяровой  Л.Б., слышала в июне 2013 года доносившиеся из ее квартиры крики явно старой женщины о помощи.

 

Вина  Кидяровой Л.Б. в инкриминируемом преступлении подтверждается также другими  исследованными в судебном заседании и подробно приведенными в приговоре доказательствами, в том числе показаниями потерпевшего М*** С.Б.,  свидетеля  Р*** А.В.,  результатами осмотра места происшествия и выемки,    осмотра предметов, выводами  криминалистических и судебно-биологических  экспертиз.

 

Судебная коллегия находит приведенные судом первой инстанции в приговоре мотивы оценки доказательств убедительными. Какие-либо не устраненные судом существенные противоречия в доказательствах, требующие их истолкования в пользу осужденной Кидяровой Л.Б.  по делу отсутствуют.

 

Вопреки доводам жалобы, данных свидетельствующих о том, что потерпевший и вышеуказанные свидетели прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела, либо имели основания для оговора Кидяровой  Л.Б., по делу не установлено.

 

Экспертизы по делу, как видно из материалов дела,  были  назначены и проведены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, квалификация и объективность экспертов сомнений не вызывают, поэтому оснований не доверять выводам указанных экспертиз и для признания их недопустимыми  доказательствами по делу   у суда не имелось.

 

Тщательный анализ и основанная на законе оценка доказательств позволили  суду прийти к обоснованному  выводу о виновности Кидяровой Л.Б.  в  совершении  преступления, исключив при этом  иные версии умышленного причинения  потерпевшей М*** З.В.  тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего ее смерть.

 

Сопоставив представленные доказательства в их совокупности, суд правильно установил, что Кидярова Л.Б. умышленно наносила в течение июня 2013 года множественные удары потерпевшей, в том числе в область головы, причинив ей повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью, и  явившиеся  впоследствии причиной ее смерти.

 

При этом суд сделал правильный вывод о наличии причинно-следственной связи между противоправными действиями Кидяровой Л.Б. в отношении М*** З.В.  и наступившими последствиями - смертью потерпевшей.

 

Доводы  Кидяровой Л.Б.   о том, что телесные повреждения у  потерпевшей могли образоваться в результате падения,  опровергаются  всей совокупностью исследованных доказательств, и данная позиция является способом реализации осужденной права на защиту и объясняется желанием избежать ответственности за содеянное.

 

Таким образом,  правильность юридической оценки   действий Кидяровой Л.Б.  по части 4 статьи 111 УК РФ  сомнений не вызывает.

 

Выводы суда относительно квалификации преступления подробно и убедительно мотивированы в приговоре, оснований ставить их под сомнение не усматривается.

 

Каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, которые бы лишали или ограничивали гарантированные УПК РФ права участников уголовного судопроизводства, нарушали процедуру уголовного судопроизводства при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции, а также на стадии досудебного производства по делу, судебной коллегией не установлено.

 

Наказание Кидяровой Л.Б. назначено  в соответствии с требованиями статей  6 и 60  УК РФ и  соблюдением  правил, установленных частью  1 статьи 62 УК РФ.

 

Так, при назначении  Кидяровой Л.Б. наказания    учтены  характер и степень общественной опасности содеянного,   данные о ее личности, влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни ее семьи,      а также смягчающие    обстоятельства, а именно:  признание  подсудимой  вины и раскаяние в содеянном, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, состояние здоровья.  

Выводы суда о том, что исправление Кидяровой Л.Б.  возможно только в условиях изоляции ее  от общества, а также об отсутствии оснований для применения при назначении  наказания положений статей 15 части 6, 64 и    73 УК РФ,  в приговоре   мотивированы.

 

На основании изложенного оснований для признания назначенного  наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости,  как об этом ставится вопрос в жалобах, судебная коллегия не усматривает.

 

Руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Приговор Ленинского    районного суда  г.  Ульяновска  от 23 октября  2013 года  в отношении Кидяровой Л*** Б***  оставить  без изменения, а апелляционные  жалобы   - без удовлетворения.

 

Председательствующий                                               

 

Судьи: