Судебный акт
Прокурор школа видеонаблюдение
Документ от 03.12.2013, опубликован на сайте 26.12.2013 под номером 42861, 2-я гражданская, о признании бездействия, и обязании оборудования здания системой видеонаблюдения, организовать охрану данного учреждения силами ЧОП, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Балуков А.Н.                                                           Дело № 33 – 4332 / 2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                     03 декабря 2013 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Шаряевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 26 сентября 2013 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие  администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, отдела образования  администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, муниципального казённого  образовательного учреждения (МКОУ) Суруловская основная общеобразовательная школа Новоспасского района Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в части не оборудования здания МКОУ Суруловская основная общеобразовательная школа системой видеонаблюдения, не организацией охраны службами охранного предприятия.

Обязать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, отдел образования  администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, муниципальное казённое образовательное учреждение (МКОУ) Суруловская основная общеобразовательная школа Новоспасского района Ульяновской области, Правительство Ульяновской области оборудовать здание МКОУ Суруловская основная общеобразовательная школа системой видеонаблюдения, организовать охрану службами охранного предприятия.

Взыскать с муниципального казённого  образовательного учреждения Суруловская основная общеобразовательная школа Новоспасского района Ульяновской области, отдела образования  администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области государственную пошлину в доход местного бюджета по 100 рублей с каждого.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, отделу образования  администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, казённому образовательному учреждению (МКОУ) Суруловская основная общеобразовательная школа Новоспасского района Ульяновской области, Правительству Ульяновской области  о признании незаконным бездействия в части не оборудования здания МКОУ Суруловская основная общеобразовательная школа системой видеонаблюдения, не организацией охраны службами охранного предприятия и возложении обязанности оборудовать здание МКОУ Суруловская основная общеобразовательная школа системой видеонаблюдения, организовать охрану службами охранного предприятия.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой Новоспасского района проверки состояния антитеррористической защищенности МКОУ Суруловская основная общеобразовательная школа установлено, что в нарушение требований  действующего законодательства, ответчиками не принято мер к исполнению приказа Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» по усилению режима антитеррористической безопасности.  

Образовательное учреждение не оснащено современными техническими средствами антитеррористической защиты, в соответствии с перечнем (планом) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, указанных в письмах Министерства образования и науки РФ «О подготовки образовательных учреждений к новому учебному году» от 12.03.2008 №АФ-102/09,  43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008, №03-1423 от 16.06.2010 №ЮС-343/09 и №ЮС-350/09, предусматривающих организацию охраны охранными предприятиями, установку систем видеонаблюдения.

Отсутствие охраны и системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в дошкольном образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. 

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы обучающихся несовершеннолетних учащихся, преподавателей, других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и в указанных нормативно-правовых актах.

В связи с этим, прокурор района полагал вмешательство в данную сферу правоотношений законным и обоснованным, на основании ст.45 ГПК РФ просил  признать бездействие ответчиков незаконным и возложить обязанность устранить вышеуказанные недостатки.

Суд привлек в качестве соответчика по делу Правительство Ульяновской области, и, рассмотрев спор по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Новоспасский район» просит решение суда отменить.

Ссылается на то, что конкретные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, обязанности и полномочия органов местного самоуправления в приказе №2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» не указаны. Охрана образовательных учреждений силами охранных предприятий в приказе не упоминается. Письма Министерства образования и науки РФ, МЧС России и Роспотребнадзора «О подготовки образовательных учреждений к новому учебному году», «О методических рекомендациях», и прочие, на которые ссылается суд в решении, не возлагают каких-либо обязанностей по установлению системы видеонаблюдения и организации охраны на органы местного самоуправления. Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными актами. Учитывая, что законодательством не предусмотрены конкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, полагает, что они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также их сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств. Также указывает, что круг лиц, в интересах которых подан иск прокурором, определен, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению.

В связи с неявкой в заседание апелляционной инстанции представителей администрации муниципального образования «Новоспасский район», отдела образования  администрации МО «Новоспасский район», МКОУ Суруловской основной общеобразовательной школы, Правительства Ульяновской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.

В соответствии со ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (действующей на момент принятия Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст.2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения МКОУ Суруловская основная общеобразовательная школа законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.

В ходе проведенной проверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения, охрана учреждения не организована.

Факт отсутствия системы видеонаблюдения, а также факт отсутствия организации охраны учреждения ответчиками не оспаривается.

Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Так, приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Принимая во внимание указанные выше акты и, учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении охраны и системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и малолетних воспитанников на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в  детском саду системы видеонаблюдения и организации охраны службами охранного предприятия.

Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы администрации муниципального образования «Новоспасский район» о необоснованном возложении на этого ответчика указанной выше обязанности.

Согласно Уставу МКОУ Суруловская основная общеобразовательная школа, учредителем общеобразовательной школы является администрация муниципального образования «Новоспасский район», общеобразовательная школа является юридическим лицом, обладает на праве собственности и оперативного управления обособленным имуществом.

В силу п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

Кроме того, как следует из дела, обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством РФ 23.12.2005 Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию детского сада системой видеонаблюдения и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования «Новоспасский  район», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 26 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи