Судебный акт
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ
Документ от 10.12.2013, опубликован на сайте 28.12.2013 под номером 42773, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мифтахова Г.А.                                                            Дело № 12-236/2013 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    10 декабря 2013 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Фёдорова Л.Г.,

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации муниципального образования «Чердаклинский район» на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 октября 2013 года, которым суд постановил:

Наложить на Администрацию МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, располагающейся по адресу Ульяновская область р.п. Ч*** ул. С*** ***, ИНН/КПП ***, ОГРН ***, р/с ***, БИК ***, за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8. 2 КоАП РФ штраф в размере 100 000 рублей.

 

УСТАНОВИЛА:

 

01 июля 2013 года государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области Адиятулиным М.А. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ с проведением административного расследования по факту несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в водоохранной зоне Куйбышевского водохранилища р. Волга западнее СНТ «К*** Яр!%» в 30 м от  уреза воды.

22 августа 2013 года государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области Адиятулиным М.А. в отношении администрации муниципального образования «Чердаклинский район» был составлен протокол об административном правонарушении № *** по ст. 8.2 КоАП РФ.

В вину администрации муниципального образования «Чердаклинский район»  Ульяновской области вменено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами, а именно: не организован сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории МО «Чердаклинский район»  западнее СНТ «К*** Яр!%» в 30 м от уреза воды, в связи с чем образовался незаконный объект размещения отходов. 

Управлением  Росприроднадзора по Ульяновской области дело об административном правонарушении в отношении администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области было направлено для рассмотрения в Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска рассмотрев данное административное дело, вынес указанное выше постановление.

Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обратилась с жалобой в Ульяновский областной суд, в которой просит вынесенное в отношении нее постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Жалоба мотивирована тем, что в силу разграничения полномочий в сфере обращения с отходами, администрация наделена полномочиями только по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. МО «Чердаклинский район» наделен статусом муниципального района в силу ч.1 ст. 21 Закона Ульяновской области от 13.07.2004 № 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области» и не исполняет полномочия поселения на территории, на которой находится земельный участок  западнее СНТ «К*** Яр!%» Чердаклинского района в 30 м от уреза воды. Администрацией МО «Чердаклинский район» во исполнение вопроса местного значения по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов разработана и утверждена районная целевая программа «Охрана окружающей среды на 2013-2015 годы», предусматривающая мероприятия по выделению нового земельного участка под строительство полигона ТБО. Определено и согласовано планируемое место под размещение (строительство) полигона ТБО в соответствии со схемой территориального планирования Ульяновской области. Полагают, что на территории МО «Чердаклинский район» в полном объеме организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Факт наличия на территории  МО «Чердаклинский район» сброса отходов на почву не является достаточным доказательством неисполнения властных полномочий администрацией  в сфере обращения с отходами. Полагают, что действия (бездействия) администрации  не могут составлять объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

 

Изучив материалы дела, доводы  жалобы, выслушав представителя администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Подобрий Ю.Н., поддержавшую доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.

 

Согласно статье 8.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Согласно  пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г.       № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

 

В соответствии с п.1 ст.1 Устава муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинский  район» от 30 сентября 2005 № 17 Чердаклинский район является муниципальным образованием, наделенным законом Ульяновской области статусом муниципального района.

Статьей 13 Устава муниципального образования «Чердаклинский район», к вопросам местного значения Чердаклинского района отнесена организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п.9); организация  утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.14). 

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную в компетенции субъектов местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования.

Как усматривается из материалов дела, должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Ульяновской области на территории МО «Чердаклинский район» на основании приказа  руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области № *** от 01 июля 2013 года проведено рейдовое мероприятие в водоохраной зоне Куйбышевского водохранилища р. Волга  по фактам, изложенным в обращении гражданки К*** А. о возможном нарушении режима водоохраной зоны Куйбышевского водохранилища в связи с захламлением ТБО береговой полосы около СНТ «К*** Яр!%».

В ходе указанного мероприятия  было выявлено, что западнее СНТ «К*** Яр!%» Чердаклинского района Ульяновской области обнаружено место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на площади 18 м2  в 30 м от уреза воды,  что свидетельствует о нарушении требований ч.1 ст.4, ч.1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 13 Федерального закона  от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Из представленных в дело протоколов результатов биотестирования следует, что обнаруженные отходы относятся к IV классу опасности для окружающей природной среды.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, будучи ответственной за организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не предприняла достаточных мер к предотвращению сброса отходов на почву на территории указанного муниципального образования.

По данному нарушению в отношении администрации муниципального образования «Чердаклинский район» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются  определением № *** от 01.07.2013г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; актом от 01.07.2013г. рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства на территории водоохранной зоны Куйбышевского водохранилища р. Волга около СНТ «К*** Яр!%» при обращении с отходами производства и потребления; протоколом об административном правонарушении № *** от 22.08.2013г.; приказом о проведении рейдового мероприятия № *** от 01.07.2013г.; актом № *** от 05.08.2013г. отбора проб для проведения лабораторного анализа методом биотестирования, приложенным фотоматериалом; протоколом результатов биотестирования, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении администрации муниципального образования «Чердаклинский район» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы в вышестоящий суд законность и обоснованность вынесенного районным судом постановления не опровергают.

В силу приведенных выше нормативно-правовых актов администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области несет ответственность за неисполнение на территории района требований законодательства, относящегося к вопросам местного значения, куда отнесены и вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Соответственно администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области является субъектом ответственности, вмененного ей административного правонарушения.

Указание в жалобе на то, что администрация МО «Чердаклинский район» сбором, обращением или переработкой отходов не занимается, не могут служить основанием к отмене состоявшегося постановления, поскольку в вину администрации вменено неосуществление мероприятий местного характера по организации сбора, вывоза, размещения и утилизации отходов.

Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не указывают на обстоятельства, которые следует рассматривать как основание для отмены или изменения судебного решения.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Оснований для удовлетворения жалобы администрации муниципального образования «Чердаклинский район»  не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛА:

Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 октября 2013 года оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Судья