Судебный акт
О досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности
Документ от 26.11.2013, опубликован на сайте 18.12.2013 под номером 42578, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Глухов А.В.                                                                Дело № 33 – 4176/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     26 ноября 2013 г.                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е. и Логинова Д.А.,

при секретаре Мокеевой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дмитриева А*** П*** на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 25 сентября 2013 года, которым постановлено:

 

Иск Дмитриева А*** П***  удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Дмитриеву А*** П***  в специальный стаж,  дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву с 29 июня 1985 года по 09 июня 1987  года; период работы с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в должности директора муниципального образовательного учреждения *** средней общеобразовательной школы  Майнского района Ульяновской области.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в пользу Дмитриева А*** П*** судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. 

В остальной части заявленных требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения Дмитриева А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Дмитриев А.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области, в котором просил обязать включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы в МОУ *** средняя общеобразовательная школа в должности директора с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г., время прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР в период с 29 июня 1985 г. по 9 июня 1987 г. из расчета один день военной службы за два дня работы, время обучения в *** государственном педагогическом институте с 5 октября 1990 г. по 5 июля 1993 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 11 июля 2013 года в связи с осуществлением педагогической деятельности.   

В обоснование требований указал, что 11 июля 2013 года он обратился в УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе с заявлением о назначении  досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако ему в этом было отказано со ссылкой на отсутствие 25-летнего педагогического стажа.

Считая данное решение незаконным, и  ссылаясь на то, что спорные периоды подлежат включению в его специальный стаж, Дмитриев А.П. заявил  вышеуказанные исковые требования.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Дмитриев А.П., не соглашаясь с решением суда, просит его изменить и удовлетворить его иск в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда в части отказа в зачете службы в армии в специальный стаж в льготном исчислении  основано на неправильном применении и толковании норм Федерального закона «О статусе военнослужащих». Согласно статье 10 указанного Федерального закона   время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. 

Необоснованно было отказано во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода учебы в *** государственном университете, поскольку данный период подлежал включению в педагогический стаж в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

 

Представитель УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области в суд не явился, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Дмитриева А.П., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

 

В статье 39 Конституции РФ гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим  педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Как следует из материалов дела, Дмитриев А.П. 11 июля 2013 г. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

 

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области от 16 июля  2013 г. истцу отказано  в досрочном назначении пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, в связи с отсутствием 25-летнего педагогического стажа.

 

При этом не зачтены в специальный стаж истца период прохождения им службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 29 июня 1985 г. по 9 июня 1987 г., период работы с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в должности директора МОУ *** средняя общеобразовательная школа Майнского района, период  обучения в *** государственном педагогическом институте с 5 октября 1990 г. по 5 июля 1993г.

Проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы Дмитриева А.П., судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии  предусмотренных законом оснований для включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 29 июня 1985 г. по 9 июня 1987 г. в календарном исчислении.

При этом доводы апелляционной жалобы  о том, что период службы истца по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР  подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в льготном исчислении (1 день службы за два) на основании статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании закона.

 

Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее – Положение).

Данное Положение  действовало в период прохождения  военной службы по призыву истцом с 29 июня 1985 г. по 9 июня 1987 г.

Согласно подпункту «г» пункта 1 данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в Вооруженных Силах СССР.

В силу пункта 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2, и 3 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Таким  образом, период службы в Вооруженных Силах СССР может быть включен в стаж в соответствии с указанными нормативными правовыми актами в случае, если на момент обращения за пенсией у истца имеется не менее 2/3 стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, а также Списками,  утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года.

С учетом этого, а также установленных по делу обстоятельств, включение периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской    Федерации»,  является правильным.

Законом РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен раздел - "Пенсия за выслугу лет".

Статьи 80 и 81 данного закона предусматривали, соответственно, пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Статья 94 данного закона (в редакции закона от 20 ноября 1990 года), не предусматривала возможность льготного исчисления службы в армии.

В соответствии со статьей 90 указанного закона, военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включалась в общий трудовой стаж в календарном исчислении.

22 января 1993 года принят Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", в соответствии с пунктом 3 статьи 10 которого время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы.

Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", часть первая статьи 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" дополнена абзацем седьмым.

В соответствии с абзацем седьмым статьи 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, военная служба по призыву исчисляется в льготном порядке - в двойном размере.

Однако в перечисленных статьях пенсии врачам и учителям не предусмотрены (статья 10 - устанавливает пенсионный возраст для мужчин и женщин и минимальную продолжительность общего стажа; статья 11 - устанавливает условия для назначения пенсии многодетным матерям, инвалидам ВОВ, инвалидам по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам; статья 12 - условия назначения пенсий в связи с особыми условиями труда, женщинам трактористам и т.д.; статья 29 - условия назначения пенсии по инвалидности от общего заболевания, вследствие трудового увечья и профессионального заболевания).

01 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действующей в настоящее время.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Согласно тексту абзаца первого пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» время военной службы засчитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности.  Указания на то, что данный период засчитывается в специальный стаж для назначения пенсии, не имеется.

Абзацем вторым пункта 3 данной статьи Федерального закона предусмотрено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу второму данного пункта время прохождения военной службы в особых условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет (к пенсиям за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" относились пенсии учителям и врачам).

Таким образом, только абзац второй прямо указывает на включение военной службы в особых условиях в стаж для назначения пенсии, в том числе, педагогам и врачам. Истцом не представлено доказательств того, что он проходил военную службу в особых условиях.

01 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Подпункты 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливают условия досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Данный Федеральный закон, Списки работ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, включение периода службы в армии в стаж для назначения пенсии учителям и врачам, соответственно, и льготного исчисление данного периода, не предусматривают.

Время нахождения истца на военной службе по призыву в спорный период подлежит включению в специальный стаж исходя из принципа правовой определенности на основании утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Указанным нормативным актом исчисление периода военной службы по призыву при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в льготном порядке не было предусмотрено.

Также в специальный стаж Дмитриева А.П. не был включен период обучения в *** государственном педагогическом институте с 5 октября 1990 г. по 5 июля 1993г.

Разрешая  требование истца относительно указанного периода, суд пришел к правильному выводу о том, что данный период не подлежит включению в его специальный стаж.

 

Вывод суда является мотивированным, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

 

В период обучения истца действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранении, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

 

Пунктом 2 указанного Положения предусматривалась возможность включения в стаж работы учителей и других работников просвещения времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

 

Исходя из смысла вышеуказанной нормы, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывается в специальный стаж в случае, если  педагогическая деятельность предшествовала  периоду обучения, который начинается с момента поступления в учебное заведение.

Из материалов дела следует, что истец Дмитриев А.П. обучался в *** государственном педагогическом институте с 01.09.1984 по 05.07.1993 и до момента поступления на учебу не имел педагогического стажа.

То обстоятельство, что он в период академического отпуска работал учителем физического воспитания в *** восьмилетней школе с 7 декабря 1987 года по 1 ноября 1988 года, а также то, что данная работа ответчиком была включена в педагогический стаж, не имеет правового значения для решения вопроса о зачете  в специальный стаж всего периода обучения в учебном заведении или какой-либо части этого периода, поскольку работа имела место во время обучения, а не до начала периода обучения.

Отсутствие у истца педагогического стажа по специальности до поступления в 1984 году в педагогический ВУЗ исключает зачет периода обучения в данном учебном заведении в специальный стаж.

Поскольку, исходя из общей продолжительности специального педагогического стажа, и с учетом зачтенных судом периодов службы истца в армии по призыву с 29 июня 1985 года по 9 июня 1987 года у Дмитриева А.П., работы с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в должности директора муниципального образовательного учреждения *** средней общеобразовательной школы  Майнского района Ульяновской области,  у истца отсутствует необходимый специальный стаж, то право у него на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента его обращения в пенсионный орган, то есть с 11 июля 2013 г. не возникает, и ему не может быть назначена досрочная трудовая пенсия.

Таким образом, доводы, приведенные Дмитриевым А.П. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

 

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 25 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дмитриева А*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи