Судебный акт
Оборудование школы системой видеонаблюдения
Документ от 19.11.2013, опубликован на сайте 18.12.2013 под номером 42521, 2-я гражданская, о признании бездействия, и обязаноии оборудования здания системой видеонаблюдения, организовать охрану данного учреждения силами ЧОП, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Максимов С.Ю.                                                        Дело № 33 – 4129/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                19 ноября 2013 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Шаряевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 05 сентября 2013 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отдела образования  Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Муниципального бюджетного образовательного учреждения (МБОУ) Садовской средней общеобразовательной школы Новоспасского района Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в части не оборудования здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения (МБОУ) Садовской средней общеобразовательной школы Новоспасского района Ульяновской области системой видеонаблюдения, не организацией охраны службами охранного предприятия.

Обязать Администрацию Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отдел образования  Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (МБОУ) Садовскую среднюю общеобразовательную школу Новоспасского района Ульяновской области, Правительство Ульяновской области оборудовать здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения (МБОУ) Садовскую среднюю общеобразовательную школу Новоспасского района Ульяновской области системой видеонаблюдения, организовать охрану службами охранного предприятия.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения (МБОУ) Садовской средней общеобразовательной школы Новоспасского района Ульяновской области, Отдела образования  Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области государственную пошлину в доход местного бюджета по 100 рублей с каждого.

 

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с уточнённым иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц  к Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, Отделу образования  Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, МБОУ Садовской средней общеобразовательной школе Новоспасского района Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части не оборудования здания МБОУ Садовской средней общеобразовательной школы системой видеонаблюдения, не организацией охраны службами охранного предприятия и возложении обязанности оборудовать здание МБОУ Садовской средней общеобразовательной школы системой видеонаблюдения, организовать охрану службами охранного предприятия.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Новоспасского района проверки состояния антитеррористической защищенности МБОУ Садовская СОШ установлено, что в нарушение требований  действующего законодательства, ответчиками не принято мер к исполнению приказа Министерства образования и науки РФ от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» по усилению режима антитеррористической безопасности, поскольку вышеуказанное образовательное учреждение не оснащено современными техническими средствами антитеррористической защиты, в соответствии с перечнем (планом) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, указанных в письмах Министерства образования и науки  РФ «О подготовки образовательных учреждений к новому учебному году» от 12.03.2008 года № АФ-102/09,  43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008 года № 03-1423, от 16.06.2010 года № ЮС-343/09 и № ЮС-350/09, предусматривающих организацию охраны охранными предприятиями, установку систем видеонаблюдения.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушает права, свободы и интересы обучающихся несовершеннолетних учащихся, преподавателей, других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и в указанных нормативно-правовых актах.

Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, прокурор Новоспасского района просил  признать бездействие ответчиков незаконным и возложить обязанность устранить вышеуказанные недостатки.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Правительство Ульяновской области, и, рассмотрев спор по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области Вражнов А.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить, поскольку судом были неправильно применены нормы материального права, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что законодательство не содержат обязательных предписаний органам местного самоуправления об оснащении общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения, организацию охраны силами охранных предприятий.

Данные мероприятия носят рекомендательный характер, письма и приказ, на которые ссылается прокурор в заявлении, не являются нормативно-правовыми актами, обязательными к исполнению.

В целях противодействия преступным посягательствам проводится комплекс мероприятий, направленных на защиту учреждения: имеются инструкции по антитеррористической безопасности, о пропускном и внутриобъектовом режимах, ведётся журнал учёта посторонних лиц в школе, в штатном расписании предусмотрены ставки сторожей, утвержден график их дежурства.

Также указывает, что круг лиц, в интересах которых подан иск прокурором, определен, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению.

В связи с неявкой в заседание апелляционной инстанции представителей отдела образования  администрации МО «Новоспасский район», МБОУ Садовская СОШ, Правительства Ульяновской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.

В соответствии со статьей 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно статье 2 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Из дела следует, что прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области проведена проверка МБОУ Садовской средней общеобразовательной школы Новоспасского района Ульяновской области законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.

В ходе проведенной проверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения, охрана учреждения не организована.

Факт отсутствия системы видеонаблюдения, а также факт отсутствия организации охраны учреждения ответчиками не оспаривается.

Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Приказом от 11.11.2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки Российской Федерации о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 гг., из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки Российской Федерации 04.06.2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Принимая во внимание вышеуказанные акты, а также, учитывая, что отсутствие охраны и системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в  МБОУ Садовской средней общеобразовательной школы Новоспасского района Ульяновской области системы видеонаблюдения и организации охраны службами охранного предприятия.

Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы администрации муниципального образования «Новоспасский район» о необоснованном возложении  обязанности.

Согласно Уставу МБОУ Садовской средней общеобразовательной школы Новоспасского района Ульяновской области учредителем образовательного учреждения является администрация муниципального образования «Новоспасский район», школа является юридическим лицом, обладает на праве собственности и оперативного управления обособленным имуществом.

В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

Кроме того, как следует из дела, обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

В соответствии с п.2 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования «Новоспасский  район», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Иные доводы апелляционной жалобы, расцениваются судебной коллегией как направленные на переоценку судебного решения, оснований для которой не усматривается, поскольку они были предметом обсуждения при рассмотрении дела в суде первой инстанции, суд дал им надлежащую правовую оценку.

Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения, не имеется.

Учитывая изложенное, и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 05 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи