Судебный акт
Разработка проекта восстановительных работ вред почвам
Документ от 12.11.2013, опубликован на сайте 01.12.2013 под номером 42422, 2-я гражданская, о возложении обязанности по восстановлению нарушеного состояния окружающей среды в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Макушина М.Б.                                                   Дело № 33 – 3964 / 2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          12 ноября 2013 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.

судей Костюниной Н.В., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Карсунский район» на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 02 июля 2013 года, которым постановлено:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области возместить вред, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на территории МО «Карсунский район» Ульяновской области в 900-1000 метрах южнее с. С*** К*** района Ульяновской области путем разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состоянии окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счет средств муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В. по делу, объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Фоминой Е.Л., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Росприроднадзора по Ульяновской области обратилось в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду к администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о возложении обязанности возместить вред, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на территории МО «Карсунский район» Ульяновской области в 900-1000 метрах южнее с. С*** К*** района Ульяновской области путем разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состоянии окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счет средств муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области  в течение 6 месяцев с момента вступления в силу судебного акта.

В обоснование иска указано, что администрация МО «Карсунский район» по факту несанкционированного размещения свалки ТБО и строительного мусора на территории МО «Карсунский район» в 900-1000м южнее с.С*** постановлением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25.02.2013 была привлечена к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

В результате несанкционированного размещения отходов почвам, как объекту охраны окружающей среды, был причинен вред, размер которого по данным ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» составил 3 360 000 рублей.

В добровольном порядке причиненный вред администрацией МО «Карсунский район» не возмещен.

Основываясь на части 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 года                  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановлении Правительства РФ от 23.02.1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» Управление Росприроднадзора по Ульяновской области просило удовлетворить заявленные требования. 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней администрация муниципального образования «Карсунский район» не соглашается с решением суда, просит его отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что администрация не наделена  полномочиями и не осуществляет обращение с отходами. Не согласна с выводом суда, что администрация допустила несанкционированное размещение отходов, вины администрации в создании свалки не имеется. Считает, что суд не вправе был решать за орган местного самоуправления вопрос финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения отходов, поскольку реализация вопросов местного значения осуществляется в соответствии с бюджетным планированием.

Полагает, что в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», администрация МО «Карсунский район» не является собственником земельных участков, землепользователем, землевладельцем или арендатором. Указывает, что в решении не определено местонахождение земельного участка, в отношении которого следует произвести восстановительные работы, в силу чего решение не может являться исполнимым. Учитывая, что не доказана вина администрации в нарушении плодородного слоя почвы, считает, что администрация не может нести ответственность за нарушение земельного законодательства неустановленными лицами.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В связи с неявкой в заседание апелляционной инстанции администрации МО «Карсунский район», ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу», извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального  кодекса  Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.

Постановлением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25.02.2013 года, вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение по данному делу, администрация МО «Карсунский район» признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.

Правонарушение выразилось в том, что администрация МО «Карсунский район» в период с 26.10.2012 по 31.10.2012 в нарушение ч.1, п.1 ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 8, ч.ч. 1, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допустила несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, а, именно, не организовала необходимые мероприятия по охране окружающей среды, не обеспечила утилизацию и переработку отходов и строительного мусора на территории МО «Сосновское сельское поселение» Карсунского района Ульяновской области, допустила несанкционированное размещение отходов на территории района в непосредственной близости от населенного пункта – села С*** (в 900м – 1000 м южнее с. С***).

Согласно экспертному заключению № *** от 06.12.2012 года, составленному филиалом «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО», размер вреда, причинённого почве, как объекту охраны окружающей среды в результате  несанкционированного размещения отходов твердых бытовых отходов и строительного мусора на земельном участке вблизи населенного пункта с. С*** К*** района Ульяновской области, составил 3 360 000 рублей.

Из протокола результатов биотестирования №*** от 06.11.2012 года следует, что твердые бытовые отходы, отобранные на несанкционированном месте размещения отходов на территории МО «С*** сельское поселение» К*** района  имеют IV класс опасности для окружающей среды.

В добровольном порядке вред, причиненный почвам, администрацией МО «Карсунский  район» не возмещен.

Поскольку размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, суд пришел к правильному выводу о доказанности истцом факта нарушения закрепленного ст. 42 Конституции РФ, ст. 1 Закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причинённый нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещён посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счёт его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с п.1 Постановлением Правительства 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Согласно п.5 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Поскольку несанкционированная свалка образовалась по причине ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей по организации утилизации и переработки отходов, а также организации мероприятий по охране окружающей среды, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию муниципального образования «Карсунский район» обязанность возместить вред, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на территории МО «Карсунский район» Ульяновской области в 900-1000 метрах южнее с. С*** К*** района Ульяновской области путем разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состоянии окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счет средств муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Доводы жалобы о том, что вины администрации в создании свалки не имеется, подлежат отклонению, поскольку фактически сводятся к не согласию с решением суда о привлечении администрации МО «Карсунский район» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Указание автора жалобы на то, что вина администрации в нарушении плодородного слоя почвы не доказана и не определено место нахождения свалки, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела, из которых видно, что плодородный слой почвы был нарушен в результате размещения несанкционированной свалки ТБО, которые имеют IV класс опасности для окружающей среды, место нахождение свалки в материалах дела, в решении суда обозначено.

Довод жалобы о том, что суд не вправе решать за орган местного самоуправления вопрос финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения отходов, судебной коллегией не принимается, поскольку суд в данном случае не решает за администрацию вопросы, связанные с бюджетным планированием, а возлагает на администрацию обязанность выполнить то, что положено по закону.

При таких обстоятельствах, постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения они повлечь не могут.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 02 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи