Судебный акт
По делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ
Документ от 05.11.2013, опубликован на сайте 23.11.2013 под номером 42243, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дамаева Н.Н.                                                             Дело №  12 - 222 / 2013 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              05 ноября 2013 года  

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации муниципального образования «город Ульяновск» Белякова В*** В*** на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 сентября 2013 года, которым суд постановил:

 

Администрацию Муниципального образования «город Ульяновск», юридический адрес: 432700,  Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. К***, д.***, БИК ***, ИНН ***, КПП ***, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КОАП РФ, подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Выплату штрафа производить согласно реквизитам: УФК по Ульяновской области \ Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования \ Росприроднадзора \ по Ульяновской области \ ИНН 7325049499, КПП 732501001 № 4010181010000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновска, БИК 047308001, ОКАТО 73401000000, КБК 04811625050016000140. 

 

УСТАНОВИЛ:

 

23.08.2013 государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Ульяновской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области Адиятулиным М.А., по результатам проведенного с 24.06.2013 по 23.08.2103 административного расследования, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации МО «город Ульяновск» по ст.8.2. КоАП РФ.

Правонарушение выразилось в том, что администрация МО «город Ульяновск» в нарушение п.1 ч.1 ст.4, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.8, ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допустила несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, а именно: не организовала сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории МО «город Ульяновск» (в *** км северо-восточнее от поворота на Ленинские горки г.Ульяновска на протяжении *** км), в связи с чем образовался незаконный объект размещения отходов.

26.08.2012 протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд города Ульяновска.

Рассмотрев этот материал, судья Ленинского районного суда г.Ульяновска 30.09.2013 вынес указанное выше постановление, которым администрация МО «город Ульяновск» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей.

В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, защитник администрации г.Ульяновска Беляков В.В. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, вывод суда о виновности в совершении вмененного правонарушения основан лишь на фиксации размещения ТБО на территории муниципального образования.

Полагает, что судом не установлен факт действий администрации г.Ульяновска по обращению с отходами, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.08.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Речь идет о размещении ТБО на почве на территории муниципального образования.

Суд необоснованно уравнял понятия «отходы производства и потребления и иные опасные вещества» и «твердые бытовые отходы». Административный орган не доказал того, что выявленные отходы принадлежат администрации.

Указывает, что суд необоснованно отнес твердые бытовые отходы к IV классу опасности, поскольку в соответствии с Приказом МПФ РФ от 02.12.2002 №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» для твердых коммунальных отходов класс опасности не установлен.

Администрация г.Ульяновска не осуществляет сбор, складирование, использование, сжигание, переработку, обезвреживание, транспортировку, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления, либо с иными опасными веществами, полагает, что ответственность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городского округа ст.8.2 КоАП РФ не предусмотрена.

Понятие «промышленные отходы» законодателем не сформулировано.

Со ссылкой на положения СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» указывает, что на администрацию может быть возложена обязанность по организации, но не по сбору отходов.

Статья 8.2 КоАП РФ касается отходов производства и потребления, или иных опасных веществ, но не ТБО.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что администрация г.Ульяновска имеет отношение к обнаруженным жидким бытовым отходам, либо того, что они размещены администрацией.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Белякова В.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Как следует из ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Положениями ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

В силу ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды», п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п.1 ст.1 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» муниципальное образование «Город Ульяновск» является городским округом.

Согласно п.п.12, 24 п.1 ст.3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

Согласно п.4 ст.40 Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «город Ульяновск» в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В ходе указанной проверки было выявлено, что на территории МО «город Ульяновск», в *** км северо-восточнее от поворота на Ленинские горки г.Ульяновска на протяжении *** км образован незаконный объект размещения отходов, что подтверждается актом рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства от 24.06.2013, а также фотографиями, и не оспаривается представителем администрации города Ульяновска.

Из представленных в дело протоколов биотестирования следует, что обнаруженные отходы относятся к IV классу опасности для окружающей природной среды.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что администрация города Ульяновска, будучи ответственной за организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не предприняла достаточных мер к предотвращению сброса отходов на почву на территории указанного муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации города Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы защитника администрации о том, что Федеральным классификационным каталогом отходов класс опасности для твердых бытовых отходов не установлен, а потому ТБО не обоснованно отнесены к IV классу опасности, подлежит отклонению, поскольку в данном случае подлежат применению Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности, утвержденные Приказом МПР РФ от 15.06.2001 №511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», на основании которых и было выдано соответствующее заключение.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях администрации МО «город Ульяновск» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права.

Доводы жалобы о том, что администрация МО «город Ульяновск» сбором, обращением или переработкой отходов не занимается, не могут служить основанием к отмене состоявшегося постановления, поскольку в вину администрации вменено неосуществление мероприятий местного характера по организации сбора, вывоза, размещения и утилизации отходов.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.

Постановление о привлечении администрации города Ульяновска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено администрации г.Ульяновска в пределах, установленных санкцией ст.8.2 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, а жалобу защитника администрации муниципального образования «город Ульяновск» Белякова В*** В*** – без удовлетворения.

 

Судья