Судебный акт
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ
Документ от 17.09.2013, опубликован на сайте 11.11.2013 под номером 42107, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

                            УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Хайбуллов И.Р.                                                          Дело № 12-193/2013 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               17 сентября 2013 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Фёдорова Л.Г.,

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Назарова А*** В***, защищающего интересы муниципального учреждения администрации Муниципального образования « Сенгилеевский район» Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07 августа 2013 года, которым суд постановил:

Признать Муниципальное учреждение администрация Муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области (расположенное по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, г. Сенгилей, пл. ***, д.*** ИНН ***, КПП ***, ОГРН ***), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

 

УСТАНОВИЛА:

 

24 апреля 2013 года старшим государственным инспектором заместителем начальника отдела государственного экологического надзора Кирпичниковым Р.Е. было возбуждено дело  об административном правонарушении с проведением по нему административного расследования по ст. 8.2 КоАП РФ. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило то, что в ходе рейдового мероприятия, проведенного на территории пос. Цемзавод МО «Сенгилеевское городское  поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области  обнаружено место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора в 100-150 м северо-западнее цементного завода ООО «Сенгилеевский цемент» вдоль берега реки Волга Куйбышевского водохранилища на площади примерно 100 кв.м.

24 июня 2013 года старшим государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области заместителем начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Кирпичниковым Р.Е. был составлен протокол № *** об административном правонарушении в отношении МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении с другими материалами был направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Ленинским районным судом г. Ульяновска было вынесено постановление от 07 августа 2013 года, которым МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.

 

В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, представитель МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Назаров А.В. не соглашается с решением судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить.

В жалобе указывает, что судом были нарушены нормы процессуального права и неправильно применены нормы материального права. Объективной стороной состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и районов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Администрация с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны – органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Как усматривается из материалов дела, в выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, исходя из этого, автор жалобы полагает,  что администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и доводы возражений на жалобу, выслушав Главу администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Бердникова А.П., представителей Назарова А.В., Стоякину Л.В., защищающих интересы МУ администрация МО «Сенгилеевский район» и поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 8.2 КОАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные требования содержаться в ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч.ч. 1,7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Согласно п. 2.14 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ», утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994 года, размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов не допускается.

Судом установлено, что МУ администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области требования указанных норм не выполняются, поскольку не осуществляются необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не обеспечено выполнения мероприятий по сбору и вывозу отходов, не обеспечена утилизация и переработка отходов.

В результате указанных нарушений на территории МО «Сенгилеевское городское поселение» Ульяновской области допущено создание несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора (в 100-150м северо-западнее цементного завода ООО «Сенгилеевский цемент» вдоль берега реки Волга Куйбышевского водохранилища на площади примерно 100 кв.м).

По сообщению Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области указанный участок земли входит в состав Сенгилеевского кадастрового района Ульяновской области.

Статьей 13 Устава муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области предусмотрено, что к вопросам местного значения Сенгилеевского района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии.

Таким образом, суд вышестоящей инстанции считает, что привлечение МУ администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Административное наказание назначено МУ администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы в вышестоящий суд законность и обоснованность вынесенного районным судом решения не опровергают.

В силу приведенных выше нормативно-правовых актов МУ администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области несет ответственность за неисполнение на территории района требований законодательства, относящегося к вопросам местного значения, куда отнесены и вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Соответственно администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области является субъектом ответственности, вмененного ей административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что администрация МО «Сенгилеевский район» не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления и не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, несостоятельны, поскольку как указано выше в вину администрации вменено неосуществление мероприятий межпоселенческого характера по организации сбора, вывоза, размещения и утилизации отходов.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Постановление  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 августа 2013 года оставить без изменения, жалобу Назарова А*** В***, представляющего интересы муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области – без удовлетворения. 

 

Судья