Судебный акт
Привлечение к адм.ответственности по ст.8.2 КОАП
Документ от 22.10.2013, опубликован на сайте 23.11.2013 под номером 42105, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Мифтахова Г.А.                                                                     Дело № 12-214/2013

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            22 октября 2013 года

Судья Ульяновского областного суда Костюнина Н.В.,

при секретаре Пузакиной К.К.,

рассмотрев дело по жалобе администрации города Ульяновска на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 сентября 2013 года,

 

У с т а н о в и л а:

11.06.2013 в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области поступила информация от прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска с приложенным обращением Мордвинова А.Н. о нарушениях законодательства в сфере природопользования.

В ходе рейдового мероприятия, проведенного на основании приказа Управления Росприродонадзора по Ульяновской области от 13.06.2013 № ***, обнаружено, что между территориями участков домов № *** и *** по ул.Н*** из под строения предположительно канализационной насосной станции, не работающей на момент рейда, обнаружен выход стоков неизвестного происхождения с резким запахом, характерным для хозяйственно-фекальных стоков. Стоки поступают в виде небольшого ручья до 1 метра.

14.06.2013 государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприродонадзора по Ульяновской области Орловым А.О. по факту сброса (размещения) жидких отходов очистных сооружений на почву на территории Железнодорожного района г.Ульяновска, напротив дома № *** по ул.Н*** было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования, проведенного в период с 14.06.2013 по 13.08.2013, было установлено, что в нарушении п.3 ст.7, ч.1, п.1 ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3 ст. 8, п.п. 1,2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г.               № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, ст. 3 Устава муниципального образования «город Ульяновск», на земельном участке, расположенном  между границами домовладений по адресу №*** и №*** по                        ул. Н*** через недействующую КНС, которая включена в реестр муниципальной собственности (постановление Главы города от 03.12.2012 № 5097) ведется сброс не очищенных и не обезвреженных жидких отходов от населения кварталов 18 «Юг» и 19 «Юг» жилой застройки Железнодорожного района г. Ульяновска.

Согласно результатам исследования отходов филиалом Центра лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области (акт проб для проведения лабораторного анализа методом биотестирования № *** от 26.06.2013, протокол биотестирования № *** от 01.07.2013) не очищенные сбрасываемые жидкие бытовые отходы являются отходами IV класса опасности для окружающей среды, что создает угрозу существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

В связи с выявленными нарушениями 13.08.2013 года   государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприродонадзора по Ульяновской области Орловым А.О. в отношении администрации города Ульяновска был составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления.

В вину администрации вменено то, что в границах городского округа не были организованы мероприятия по охране окружающей среды, а именно сбор, вывоз, утилизация и переработка ЖБО IV класса опасности для окружающей среды.

За указанное правонарушение постановлением судьи Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 12.09.2013 администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, администрация города Ульяновска просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Полагает, что субъектом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, может являться лицо, которое не соблюдает экологические  и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Администрация города не осуществляет указанные вины деятельности, а ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городского округа указанной статьей не предусмотрена.

Указывает, что судом не установлено, а административным органом не выявлено какие экологические и санитарно-эпидемиологические требования администрация города не соблюдала.

Полагает, что судом не установлен сам факт сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировки и размещение отходов, то есть действий администрации по обращению с отходами в соответствии со ст.1 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Считает, что судом и административным органом были неправомерно уравнены понятия «отходы производства и потребления и иные опасные вещества» и «твердые и жидкие бытовые отходы». Кроме того, административный орган не доказал, что администрация города является собственником отходов производства и потребления и иных опасных веществ.

Считает необоснованной ссылку суда на отнесение ЖБО к IV классу опасности, поскольку в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов класс опасности для ЖБО не установлен.

Полагает безосновательной ссылку суда на нормы права, где указывается на полномочия органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Понятие промышленных отходов законодателем не сформулировано, административный орган не указывает в протоколе, что обнаруженные отходы являются промышленными.

Указывает, что под организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов следует понимать мероприятия по организации, а не непосредственную обязанность по сбору отходов.

На сегодняшний день данные полномочия администрацией города реализованы посредством издания Постановления мэрии г.Ульяновска от 24.11.2010 № 6254 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Охрана окружающей среды г.Ульяновска на 2011-2013 годы»  и Постановления Главы города Ульяновска от 15.04.2008 № 2704 «Об утверждении Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Полагает, что суд оставил без надлежащей правовой оценке то обстоятельство, что представленные в дело доказательства не содержат указаний на какой-либо из квалифицирующих признаков, предусмотренных диспозицией ст.8.2 КоАП РФ. В указанных документах отсутствуют сведения о том, что именно администрация города имеет отношение к обнаруженным жидким бытовым отходам и такие отходы размещены администрацией города Ульяновска.

Судом не было принято во внимание то обстоятельство, что администрацией города в целях обеспечения качественной услуги водоотведения жилых домов кварталов 18 «ЮГ» и 19 «ЮГ» принято решение о проведении работ по вводу в эксплуатацию существующей  КНС по ул.Н***. В бюджете города на указанные цели заложено 14,5 млн. рублей. С учетом того, что аукцион по проведению капитального ремонта КНС от 21.06.2013 был признан несостоявшимся, 07.08.2013 Комитетом ЖКХ города Ульяновска был заключен муниципальный контракт с ЗАО МСУ-14 «Ульяновск», срок выполнения работ 130 календарных дней.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя администрации Белякова В.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г.                N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ РФ от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу п. 3 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Устава муниципального образования "Город Ульяновск" муниципальное образование "Город Ульяновск" является городским округом.

Согласно п.п.12, 24 п.1 статьи 3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

Согласно п. 4 ст. 40 Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «город Ульяновск» в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

В ходе указанной проверки было выявлено, что на территории МО «город Ульяновск» между участками домов №*** и №*** по ул.Н*** в Железнодорожном районе г.Ульяновска осуществляется сброс жидких бытовых отходов на почву, что подтверждается актом рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства от 14.06.2013 и фотографиями № 1-10, и не оспаривается представителем администрации города Ульяновска.

Также Администрацией не оспаривается, что излитие вод произошло вследствии того, что мощность существующей КНС, которая находится в муниципальной собственности, не соответствует тому объему стоков, которые в нее сбрасываются.

Сточная вода (жидкий бытовой отход), которая была отобрана с земельного участка, загрязненного сточной водой, по результатам биотестирования от 01.07.2013 относится к отходам IV класса опасности для окружающей среды.

Ссылка представителя администрации о том, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов класс опасности для ЖБО не установлен, а потому ЖБО не обоснованно отнесены к IV классу опасности, подлежит отклонению, поскольку в данном случае подлежат применению Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности, утвержденные Приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", на основании которых и было выдано соответствующее заключение.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что администрация города Ульяновска, будучи ответственной за организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не предприняла достаточных мер к предотвращению сброса жидких бытовых отходов на почву на территории указанного муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации города Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях администрации г.Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на неверном толковании норм права.

Постановление о привлечении администрации города Ульяновска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено администрации г.Ульяновска в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

Р е ш и л а:

Постановление Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Судья