Судебный акт
Оспаривание предписания МЧС об устранении нарушений в области гражданской обороны
Документ от 08.10.2013, опубликован на сайте 29.10.2013 под номером 41894, 2-я гражданская, о признании незаконным предписания №1/3/1-3 от 16.04.2013, выданного отделением надзорной деятельности по Радищевскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ульяновской области,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гобузов Д.С.                                                                             Дело № 33-3549/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                08 октября 2013  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Васильевой Е.В. и Тютькиной З.А.,

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской  области от 19 июля 2013  года, по которому постановлено: 

 

В удовлетворении заявления представителя  администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области Плешакова Н.А. о признании незаконным предписания №1/3/1-3 от 16.04.2013, выданного отделением надзорной деятельности по Радищевскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ульяновской области, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Главного управления МЧС России по Ульяновской области Гуменюка А.П., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Администрация муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать предписание №1/3/1-3 от 16.04.2013, выданное отделением надзорной деятельности по Радищевскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ульяновской области, незаконным. 

В обоснование своих требований истец указал, что главным государственным инспектором Радищевского района по пожарному надзору Х*** С.М. в период с 20.03.2013 по 16.04.2013 в отношении администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой вынесено предписание № 1/3/1-3 по устранению нарушений в области гражданской обороны следующего содержания: не осуществляется модернизация системы централизованного оповещения населения на базе технических средств нового поколения; в местах массового пребывания людей отсутствуют специализированные технические средства оповещения и информирования населения; не организованна подготовка районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, а именно, в целях приема укрываемых в полном объеме не созданы объекты гражданской обороны (противорадиациационные укрытия). Срок устранения выявленных нарушений установлен до 01.08.2014.

Считает предписание необоснованным и подлежим отмене.

Исходя из положений ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» полномочия в сфере гражданской обороны не разграничены по уровням муниципальных образований. Внеплановая выездная проверка проводилась в р.п. Радищево Радищевского района Ульяновской области, в связи с чем указание на вид нарушения в сфере гражданской обороны без приведения конкретного места выявленного нарушения является необоснованным.

В силу действующего законодательства органы местного самоуправления не наделены полномочиями по модернизации системы централизованного оповещения на базе технических средств нового поколения, а также по установлению специальных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

28.03.2013 комиссией администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области была проведена комплексная проверка системы централизованного оповещения населения, по результатам которой нарушений в деятельности системы централизованного оповещения населения не выявлено. В  настоящее время имеющиеся средства оповещения обеспечивают своевременное доведение информации до населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В пункте 12 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ №90, Минкультуры РФ №376 от 25.07.2006, установлено, что основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного и радиовещания. Согласно п. 23 Положения возможно использование мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения. Иные технические средства оповещения населения не указаны. 

Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики РФ. В настоящее время такие планы отсутствуют. Самовольное возведение администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области противорадиационных укрытий приведет к нарушению п. 7 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Радищевский район» Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обосновании жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции.

Считает несостоятельным вывод суда о том, что модернизация систем централизованного оповещения населения на базе технических средств нового поколения должна осуществляться администрацией Радищевского района, поскольку Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ органы местного самоуправления не наделены такими полномочиями.

При вынесении предписания не приняты во внимание результаты комплексной проверки системы централизованного оповещения населения от 28.03.2013, в ходе которой установлено, что СЦО соответствует предъявленным требованиям и поддерживается в исправном состоянии.

Ссылается на целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ульяновской области на 2012-2015 годы», в рамках которой уполномоченным органом – Правительством Ульяновской области запланированы и проводятся мероприятия по модернизации систем централизованного оповещения населения на базе  технических средств нового поколения, а также по созданию с местах массового пребывания людей специализированных технических средств оповещения и информирования населения за счет средств областного бюджета. Администрация муниципального образования не наделена полномочиями по созданию объектов гражданской обороны, поэтому предписание в части организации муниципальным образованием объектов гражданской обороны незаконно.

Указывает, что на момент обжалования предписания администрацией МО «Радищевский район» проводилось согласование проекта постановления об утверждении муниципальной программы «Ремонт и поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны на 2013 – 2028 годы на территории муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области», реализация которой позволит отремонтировать около 15 ПРУ и построить около 80 ПРУ.

Указывает, что срок для устранения нарушений до 01.08.2014 установлен предписанием без учета процедуры, необходимой для проведения мероприятий в области гражданской обороны, чему суд не дал оценки.

В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление МЧС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции не явился представитель администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области, представил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что в период с 20.03.2013 по 16.04.2013 главным государственным инспектором Радищевского района по пожарному надзору проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области, основанием для которой явилось истечение срока исполнения администрацией МО «Радищевский район» ранее выданного предписания по устранению нарушений в области гражданской обороны от 17.07.2012.

По результатам внеплановой выездной проверки были выявлены следующие нарушения в деятельности администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области: не осуществляется модернизация системы централизованного оповещения населения на базе технических средств нового поколения; в местах массового пребывания людей отсутствуют специализированные технические средства оповещения и информирования населения; не организованна подготовка районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, а именно, в целях приема укрываемых в полном объеме не созданы объекты гражданской обороны (противорадиационные укрытия).

Главе администрации МО «Радищевский район» выдано предписание №1/3/1-3 от 16.04.2013 по устранению нарушений в области гражданской обороны, в котором  установлен срок для устранения выявленных нарушений - до 01.08.2014.  

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О гражданской обороне» предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО являются одними из основных задач в области гражданской обороны.

Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона).

Статьями 7 - 9 Федерального закона «О гражданской обороне» закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в соответствии с представленными полномочиями обязаны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Согласно п. 2 ст. 8 данного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 14, п. 21, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 N 1309  «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд на основании приведенных выше норм права пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области о признании предписания незаконным.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области о том, что администрация муниципального образования не наделена полномочиями по совершению действий, указанных в оспариваемом предписании, судебная коллегия считает несостоятельными.

В силу приведенного выше п. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ) органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, а также по обеспечению своевременного оповещения населения, в том числе экстренного, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Принятие мер по надлежащему состоянию средств ГО, а именно: надлежащему оповещению населения района, организации в местах массового пребывания людей технических средств оповещения и информирования населения, создание объектов гражданской обороны (противорадиационных укрытий) направлено на исполнение требований Федерального закона «О гражданской обороне» и поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию в целях защиты населения в условиях войны, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ссылка в жалобе на то, что судом при вынесении решения не принято во внимание действие на территории Ульяновской области целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ульяновской области на 2012-2015 годы», в рамках которой Правительством Ульяновской области запланированы и проводятся мероприятия по гражданской обороне, не освобождает администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской области от возложенной законом обязанности по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем и объектов гражданской обороны

Указание в апелляционной жалобе на то, что самовольное возведение администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области противорадиационных укрытий приведет к нарушению п. 7 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» несостоятельно, поскольку данное обстоятельство не препятствует заявителю исполнить оспариваемое предписание по устранению нарушений в области гражданской обороны, скоординировав действия администрации в соответствии с п. 9 названного Постановления Правительства РФ.

Ссылка в жалобе на то, что установленный в предписании срок устранения нарушений до 01.08.2014 является недостаточным из-за длительности организационной и технической процедур, необходимых для исполнения предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, не влияет на правильность выводов суда и не влечет отмену оспариваемого судебного решения.

В соответствии с п. 79 приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.06.2012 № 358 сроки устранения выявленных нарушений в области гражданской обороны установлены должностным лицом надзорного органа с учетом характера нарушений, организационных, технических, материальных факторов, влияющих на их устранение.

При наличии объективных причин, препятствующих устранению нарушений в установленный срок, администрация муниципального образования не лишена права обратиться в надзорный орган за продлением срока исполнения предписания.

Другие доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им в судебном решении дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться. Оснований для иной оценки представленных по делу доказательств судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского  районного   суда   Ульяновской   области   от 19 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                           

 

Судьи