Судебный акт
Кассационное определение об изменении приговора, прекращении его в части, смягчении наказания
Документ от 25.09.2013, опубликован на сайте 14.11.2013 под номером 41741, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 30 ч.3 - ст. 228/1 ч.3 п. а, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН: БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ квалификации со СНИЖЕНИЕМ наказания
Связанные судебные акты:

Постановление об отмене кас. опр.

Документ от 29.08.2013, опубликован на сайте 03.09.2013 под номером 40970, Президиум уголовный, УК РФ: ст. 228 ч.2; ст. 30 ч.3 - ст. 228/1 ч.3 п. г, КАССАЦИОННОЕ (до 2013г) определение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Штунь А.А.                                                                          Дело №22-3039/2013

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     25 сентября 2013 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Шибковой И.В.,

судей: Сенько С.В.,  Герасимовой Е.Н.,

прокурора Чубаровой О.В.,  

осужденного Астафьева А.В.,

защитника - адвоката Кузнецовой А.Г.,

при секретаре Мокеевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астафьева А.В. на приговор  Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 22 августа 2006 года, которым

 

АСТАФЬЕВ А*** В***,

*** ранее не судимый, 

 

осужден:

- по ч.3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (по эпизоду от 30 марта 2006 года) - к 8 годам лишения свободы,

- по ч.3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ  (по эпизоду от 05 апреля 2006 года) -к 8 годам 6 месяцам лишения свободы,

- по ч.3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ  (по эпизоду от 14 апреля 2006 года) - к 10 годам лишения свободы,

- по ч.3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ  (по эпизоду от 21 апреля 2006 года) - к 9 годам лишения свободы,

- по ч. 2 ст. 228 УК РФ (по эпизоду от 25 апреля 2006 года) - к 4 годам лишения свободы.

На основании ч.3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы   с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания  постановлено исчислять с 25 апреля 2006 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Кассационное  представление государственным обвинителем отозвано в порядке  ч.3 ст. 359 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи  Сенько С.В., выступления осужденного Астафьева А.В.,  защитника Кузнецовой А.Г., прокурора Чубаровой О.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Астафьев А.В. осужден за покушение на незаконный сбыт наркотического средства – героина: 30 марта 2006 года массой  4,104 грамма, 05 апреля 2006 года массой  8,570 граммов,  14 апреля 2006 года массой 12,258 граммов, 21 апреля 2006 года массой 8,821 грамм, т.е. в особо крупном размере. Кроме этого, он  осужден за незаконное хранение без цели сбыта наркотического средства  героин в особо крупном размере массой  6,959 граммов по эпизоду от 25 апреля 2006 года.

 

В кассационной жалобе осужденный Астафьев А.В. не согласился с приговором, считая назначенное наказание чрезмерно суровым. Полагает, судом не принято во внимание, что он не являлся сбытчиком наркотического средства, а выполнял роль пособника на стороне приобретателя Л*** Д.В. Также не учтено, что он ранее не судим, в содеянном искренне раскаялся, имеет тяжкие заболевания. Просит приговор суда изменить, назначить ему наказание с применением ст. 64 УК РФ.

В судебном заседании кассационной инстанции осужденный Астафьев А.В. поддержал в полном объеме доводы кассационной жалобы.

 

Защитник Кузнецова А.Г. также поддержала доводы жалобы Астафьева А.В., дополнив о необходимости исключения из его осуждения закупок от 5 апреля,  14 апреля, 21 апреля 2006 года, как полученных с нарушением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», существенного смягчения наказания.

 

Прокурор  Чубарова О.В.  обосновала несостоятельность доводов жалоб по эпизодам от 30 марта 2006 года, по ч.2 ст. 228 УК РФ. Полагала необходимым с учетом   правоприменительной практики прекратить дело по эпизодам от 5 апреля, 14 апреля, 21 апреля 2006 года, смягчить наказание, назначенное по ч.3 ст. 69 УК РФ.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,  заслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения приговора суда в отношении  Астафьева А.В. по следующим основаниям.

 

Выводы суда о виновности осужденного в покушении на незаконный  сбыт  наркотического средства в  особо крупном размере по эпизоду от  30 марта 2006 года, в незаконном  хранении им без цели сбыта наркотических средств в особо крупном размере, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела и основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.

 

Согласно показаний осужденного Астафьева А.В., 30 марта 2006 года  он, по просьбе Л*** Д.В., на деньги последнего, приобрел у своего знакомого около пяти граммов героина,  часть товара оставил себе. Кроме того, являясь потребителем наркотиков, он также приобрел около 5-6 граммов героина для личного употребления, который 25 апреля 2006 года был обнаружен сотрудниками  полиции при нем и по месту проживания.

 

Показания Астафьева А.В. об отсутствии у него умысла на сбыт наркотического средства, судом были тщательно проверены и обоснованно отвергнуты как не  согласующиеся с материалами уголовного дела.  

 

Из показаний  свидетеля  Л*** Д.В. в суде следует, что он, участвуя в качестве закупщика в ходе проверочной закупки  30 марта 2013 года, приобрел у  Астафьева А.В. наркотическое средство героин,  на денежные средства нарконтроля,  а впоследствии  героин    выдал сотрудникам  наркоконтроля. При этом уточнил, что  стоимость  товара, время и место встречи оговаривалось именно Л*** Д.В., не скрывавшим интерес  в сделке, поскольку  тот оставлял себе часть товара.

 

Показания Л*** Д.В. полностью согласуются с показаниями свидетелей  Б*** В.В., Р*** Д.Ф. о том, что  с целью проверки имевшейся информации о причастности  Астафьева  А.В.  к незаконному обороту наркотических средств, принято решение провести оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка».  30 марта 2006 года после досмотра закупщика Л*** Д.В., последнему были вручены денежные средства для приобретения героина и диктофон. В обговоренном месте состоялась встреча закупщика с Астафьевым  А.В., в ходе которой   первый  передал  осужденному деньги, а тот, отлучившись на некоторое время, вернулся и что-то  передал закупщику. Затем Л*** Д.В. приехал в  УФСКН и в присутствии понятых выдал  приобретенное вещество. Аналогичным образом встречи этих же лиц происходили в последующем.  25 апреля 2006 года Астафьев А.В. был задержан, у него при личном досмотре в одежде, а также в вазе по месту жительства, обнаружено по одному полимерному свертку с порошкообразным веществом.

 

При таких обстоятельствах, когда показания   вышеуказанных свидетелей  взаимно дополняют друг друга, являются последовательными, у  суда и судебной коллегии  не имеется оснований ставить их под сомнение и признавать недопустимыми доказательствами.

 

Кроме того, показания  свидетелей согласуются  с протоколами  осмотра видеозаписи  от 30 марта 2006 года, запечатлевшей встречу Л*** Д.В. с Астафьевым А.В. у подъезда дома осужденного, получение  последним денег, а также последующую встречу  указанных лиц в тот же день.

 

Показания свидетелей  согласуются с протоколами, составленными  в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

Согласно протоколу  личного досмотра от 25 апреля 2006 года,  у Астафьева А.В. обнаружен сверток из полимера с порошкообразным  веществом. 

 

Согласно протоколу обыска квартиры Астафьева А.В. от 25 апреля 2006 года, в вазе обнаружен сверток из полимера с порошкообразным веществом.

 

Согласно справок и заключений экспертов, вещество, сбытое Астафьевым А.В. Л*** Д.В. 30 марта 2006 года, является героином массой 4, 104 гр.; вещество, обнаруженное у Астафьева А.В. при задержании, является наркотическим средством героин  массой 4,114 граммов; вещество, обнаруженное в ходе обыска жилища Астафьева А.В., является наркотическим средством героин массой 2,845 граммов.

 

При этом нарушений закона при проведении оперативно-розыскного мероприятия 30 марта 2006  года, при досмотре  Астафьева А.В., обыска его жилища 25 апреля 2006 года, сотрудниками УФСКН не допущено. В материалах дела  имеются данные о правомерности  предоставления  следователю  результатов  оперативно-розыскной деятельности. 

 

Утверждения  осужденного Астафьева А.В. о том, что он действовал как посредник в интересах приобретателя наркотических средств, направлены на стремление  избрать наиболее выгодную для себя позицию с целью уменьшения ответственности за содеянное и обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными. Тщательный  анализ представленных сторонами доказательств и оценка их в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, позволили суду сделать  верный вывод  о наличии умысла  у осужденного на сбыт  наркотических средств при передаче Л*** Д.В. героина 30 марта 2006 года. Данный умысел, как это следует из установленных обстоятельств  дела,  у Астафьева А.В. сформировался еще  до производства  оперативно-розыскных  мероприятий, то есть независимо от деятельности сотрудников  правоохранительных органов. Обладая данными о незаконной деятельности Астафьева А.В. - сбыте наркотического средства, должностные лица УФСКН РФ по Ульяновской области, действуя в соответствии с требованиями ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», приняли  обоснованное решение  о проведении у него  30 марта 2006 года проверочной закупки наркотического средства.

 

На основании этих, а также других доказательств, содержание которых подробно приведено в приговоре, суд обоснованно признал Астафьева А.В. виновным в покушении  на незаконный сбыт  наркотического средства в особо крупном размере - героина массой 4, 104 грамма  по  эпизоду от 30 марта 2006 года; а также  в незаконном хранении без цели сбыта  наркотического средства - героина  массой  4, 114 граммов, 2,845 граммов, т.е. в особо  крупном размере.

 

Действия  Астафьева А.В. правильно квалифицированы:  по эпизоду от 30 марта 2006 года по ч.3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ – как  покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный в особо  крупном размере;  а по эпизоду  от 25 апреля 2006 года  по ч.2 ст. 228 УК РФ – как незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств, совершенный в особо крупном размере.

 

Не может согласиться  судебная коллегия с  выводами  суда  о наличии в действиях Астафьева А.В. от 5 апреля 2006 года, 14 апреля 2006 года и 21 апреля  2006 года по отчуждению  наркотических средств Л*** Д.В. состава преступления.

 

В соответствии  с п.2 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 года № 144-ФЗ (в редакции  ФЗ от 24.07.2007 года) «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка предусмотрена  как один из видов  оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при осуществлении  оперативно-розыскной деятельности. Основания   проведения оперативно-розыскных мероприятий  перечислены в статье 7 закона.

 

Согласно материалов уголовного дела, оперативные мероприятия  в отношении Астафьева А.В. 30 марта 2006 года проводились  на основании  имевшейся  у сотрудников УФСКН России по Ульяновской области  оперативной информации  в том, что последний занимается сбытом  наркотического средства –  героин на территории  г. Ульяновска. 5 апреля, 14 апреля и 21 апреля  2006 года  в отношении Астафьева А.В. были  вновь проведены  аналогичные оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии  с действующим законодательством проведение  повторного оперативно-розыскного  мероприятия  должно быть обосновано  и мотивировано,  в том числе  новыми  основаниями и целями. Вопреки задачам оперативно-розыскной деятельности, перечисленным  в статье  2 Закона,  после того, как 30 марта 2006 года сотрудники УФСКН России по Ульяновской области выявили факт сбыта Астафьевым А.В. наркотического средства  героин, они не пресекли его действия, а вновь посредством  действий одного и того же закупщика Л*** Д.В. по аналогичной схеме провели  у него  проверочные закупки. При этом из постановлений о проведении оперативно-розыскных  мероприятий в отношении Астафьева А.В. от 5 апреля, 13 апреля, 20 апреля 2006 года не следует, что проверочные закупки проводились с целью выявления канала поступления  наркотических средств, а также иных лиц, причастных к незаконному обороту  наркотиков. Каких-либо новых результатов  дальнейшее продолжение  оперативно-розыскных мероприятий не дало.  Меры к задержанию Астафьева А.В. оперативными сотрудниками УФСКН России по Ульяновской области были предприняты только 25 апреля 2006 года после передачи денег Л*** Д.В. для очередного сбыта наркотического средства.

 

Согласно ст. 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельства, перечисленных в статье 73 УПК РФ.

С учетом изложенного судебные решения о виновности Астафьева А.Ф. в сбыте наркотических средств 5 апреля, 14 апреля и 21 апреля 2006 года и его осуждение по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (три преступления) подлежат отмене, а уголовное дело прекращению за отсутствием в его действиях состава преступления, на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ.

 

В полной мере исследовано психическое состояние осужденного и он обоснованно признан  вменяемым, подлежащим  уголовной ответственности.

 

Как следует из материалов дела, Астафьев А.В. ранее не судим, не привлекался к административной ответственности,  проживает в семье, соседями характеризуется удовлетворительно, ни в чем предосудительном замечен не был.

 

Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.

 

В качестве смягчающих обстоятельств учтено: признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование расследованию преступлений, состояние здоровья, молодой возраст, воспитание в неполной многодетной семье.

 

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается  с выводами суда о необходимости назначения  Астафьеву А.В. наказания в виде лишения свободы. Также судебная коллегия полагает возможным не назначать  Астафьеву А.В. дополнительное наказание.

 

Судебная коллегия полагает возможным признать указанную совокупность смягчающих обстоятельств исключительной и  применить положения статьи 64 УК РФ, с учетом этого смягчить назначенное Астафьеву А.В. наказание по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 30 марта 2006 года), по ч.2 ст. 228 УК РФ, а также  наказание, назначенное по правилам статьи 69 ч.3 УК РФ.  

 

С учетом фактических обстоятельств и степени общественной опасности содеянного, судебная коллегия не находит оснований для применения к осужденному положений ч. 6 ст. 15 УК РФ об изменении категории преступлений, а также для применения статьи 73 УК РФ.

 

Судебное разбирательство по делу проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона при соблюдении принципов состязательности и равноправия сторон. Не предоставляя какой-либо из сторон преимущества, суд создал необходимые условия для исполнения ими процессуальных обязанностей и осуществления прав. Все представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон. Ущемления прав осужденного в ходе уголовного судопроизводства не допущено.

 

Руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Засвияжского районного суда от 22 августа 2006 года в отношении Астафьева А*** В*** изменить.

Прекратить производство по делу  в части осуждения Астафьева  А*** В*** по ч.3 ст. 30, п. «г» ч.3 ст. 228-1 УК РФ  (по преступлению от  5 апреля 2006 года); по ч.3 ст. 30, п. «г» ч.3 ст. 228-1 УК РФ  (по преступлению от  14 апреля 2006 года); по ч.3 ст. 30, п. «г» ч.3 ст. 228-1 УК РФ (по преступлению от  21 апреля 2006 года) на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.

Смягчить Астафьеву А*** В*** наказание:

- по ч.3 ст. 30, п. «г» ч.3 ст. 228-1 УК РФ (по преступлению от  30 марта 2006 года), с применением ст.64 УК РФ, до 7 лет лишения свободы,

- по ч.2 ст.228 УК РФ ( по преступлению от 25 апреля 2006 года), с применением ст. 64 УК РФ, до 2 лет 6 месяцев лишения свободы.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний по ч.3 ст. 30, п. «г» ч.3 ст.228-1 УК РФ и ч.2 ст. 228 УК РФ, окончательно назначить наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

 

В остальной части  приговор оставить без изменения, а  кассационную жалобу

- без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: