Судебный акт
Оспаривание отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное строительство
Документ от 08.10.2013, опубликован на сайте 17.10.2013 под номером 41662, 2-я гражданская, о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное строительство, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Харитонова Н.А.                                                Дело № 33-3591/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          08 октября 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Васильевой Е.В. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Годуновой Е.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 05 августа 2013 года, по которому постановлено:

 

Иск Карсунцевой Т*** В*** удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации города Ульяновска в предоставлении Карсунцевой Т*** В*** в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство ориентировочной площадью 400,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, с. Б***, юго-западнее земельного участка с кадастровым номером ***.

Обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть заявление Карсунцевой Т*** от 11 марта 2013 г. о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство ориентировочной площадью 400,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, с. Б***, юго-западнее земельного участка с кадастровым номером ***, в установленном порядке.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения представителя Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Аладиной Д.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы; Карсунцевой Т.В. и ее представителя Ломакина Б.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Карсунцева Т.В. обратилась в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями к администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка площадью 400 кв. м, расположенного в с. Б***, юго-западнее земельного участка с кадастровым номером ***, признании права на заключение договора аренды указанного земельного участка и о разрешении провести его межевание.

Требования мотивировала тем, что с 2012 года обращается в администрацию города Ульяновска с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Ей неоднократно отказывали в этом со ссылками на то, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц и что участок частично входит в другой земельный участок. Последний отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска.

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не соглашаются с решением суда, просят его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование указывают, что согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 г. № 83, испрашиваемый истицей земельный участок находится на территории зеленых насаждений общего пользования. В соответствии с п. 7 ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» в выборе земельного участка должно быть отказано, если планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия. Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Поскольку спорный земельный участок находится за домами, расположенными по улице А*** (задворки домов), жители этих домов, учитывая зону Р1, могут использовать территорию для прогулок и отдыха.

В жалобе также обращается внимание, что судом не учтено отсутствие подъездов к испрашиваемому земельному участку. Для подъезда к нему, необходимо пересечь 2 земельных участка: кадастровый номер *** (посередине) и кадастровый номер *** (с краю), что повлечет нарушение прав третьих лиц, в частности К*** Б.О.

В силу п. 6 ст. 11.9. Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей администрации города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ст. 11.1. ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 11.2. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, за исключением предусмотренных этим Кодексом случаев.

Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 данного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Кодекса.

Как установлено ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

При этом, согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Статьей 30.1. ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 1 указанной статьи земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.

В соответствии с п. 3 ст. 30.1. ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ выделяют следующие виды разрешенного использования: основные, условно разрешенные и вспомогательные виды. Вспомогательные виды допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным и осуществляются совместно с ними. К каждой конкретной территориальной зоне устанавливаются определенные виды разрешенного использования.

Системное толкование приведенных норм позволяет прийти к выводам, что испрашиваемый земельный участок должен иметь или предполагать вид разрешенного использования, соответствующий территориальной зоне, к которой он относится; решение вопроса о том, на каком праве может быть предоставлен земельный участок гражданину, отдано на усмотрение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.ст. 30, 36 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков по общему правилу определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.

Материалами дела установлено, что Карсунцева Т.В. обратилась в администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, с. Б***, юго-западнее земельного участка с кадастровым номером ***.

На ее обращение уведомлениями от 22 февраля, 20 марта, 22 марта, 26 апреля и 15 мая 2013 г. сообщено об отказе со ссылкой на то, что согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. № 83, испрашиваемый земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.

По сообщению Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 03 июня 2013 г. земельный участок по адресу: г. Ульяновск, с. Б***, юго-западнее земельного участка с кадастровым номером *** на ул. А***, в соответствии с картой градостроительного зонирования территорий г. Ульяновска, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 29 июня 2011 г. № 69, расположен в зоне садоводства и дачного хозяйства – Ж7Д.

Руководствуясь приведенными правовыми нормами и установив, что испрашиваемый Карсунцевой Т.В. земельный участок находится на территории существующей застройки индивидуальными жилыми домами и граничит с другими сформированными участками, в том числе с участком с кадастровым номером ***, предоставленным в аренду под индивидуальное жилищное строительство К*** Б.О. постановлением Главы города от 30 октября 2009 г., суд пришел к правильному выводу о том, что обоснованность отказа в предоставлении истице земельного участка не подтверждена.

Доводы апелляционной жалобы об отнесении спорного участка согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 г. № 83, к территории зеленых насаждений общего пользования, подлежат отклонению.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, в постановлении Главы города от 30 октября 2009 г. о предоставлении К*** Б.О. смежного земельного участка указано на его принадлежность к территориальной зоне Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Согласно составленному в ходе рассмотрения дела акту, утвержденному заместителем председателя Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, испрашиваемый земельный участок свободен от строений, не используется, зеленых насаждений (деревьев) не имеет, находится в зоне Ж7Д – зона садоводства и дачного хозяйства (согласно утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90 Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск»).

Представленные Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска сведения о нахождении земельного участка в зоне Ж7Д соответствуют карте градостроительного зонирования.

К основным видам разрешенного использования земельных участков в зоне Ж7Д отнесено, в том числе строительство индивидуальных жилых домов.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно установил, что использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск».

Ссылки в жалобе на наличие предусмотренных Генеральным планом города Ульяновска ограничений в использовании участка не могут быть приняты во внимание, так как в силу ст. 31 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки их проект проверяется на соответствие генеральному плану поселения.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о правомерности отказа в предоставлении земельного участка в аренду несостоятельны и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда.

Доводы жалобы об отсутствии проезда к участку на правильность принятого решения не влияют, поскольку данный вопрос при разрешении органом местного самоуправления обращения Карсунцевой Т.В. не рассматривался. Обжалуемым решением на администрацию города Ульяновска возлагается только обязанность рассмотреть заявление Карсунцевой Т.В. в установленном порядке, что не исключает отказа в предоставлении участка в аренду при наличии к тому установленных законом оснований.

По той же причине подлежат отклонению ссылки в жалобе на пункт 6 ст.11.9. ЗК РФ, запрещающий образование земельных участков, приводящее к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице и невозможности размещения объектов недвижимости.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 05 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи