Судебный акт
Оспаривание отказа в утверждении схемы земельного участка
Документ от 30.07.2013, опубликован на сайте 13.09.2013 под номером 41127, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и понуждении к утверждению схемы расположения земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Орлова С.Н.                                                       Дело № 33 – 2541 / 2013 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          30 июля 2013 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Калмыковой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шамбазова А*** К*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 мая 2013 года, которым постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Шамбазова А*** К*** к Администрации г.Димитровграда о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка  на кадастровом плане и понуждении в утверждении на кадастровом схемы расположения земельного участка площадью 218 кв.м., расположенного восточнее здания районного узла электросвязи по адресу г.Димитровград пр.А***, д. *** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А. по делу, объяснения Шамбазова А.К. и представлявшего его интересы Дозорова Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Шамбазов А.К. обратился в суд с иском к Администрации г.Димитровграда о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и понуждении в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.

В обоснование исковых требований указал, что комиссия Управления архитектуры и градостроительства по выбору земельных участков при Администрации г.Димитровграда на основании его заявления произвела выбор земельного участка, выдав ему согласованный акт выбора земельного участка для строительства магазина площадью 218 кв.м., расположенного восточнее здания РЭУС по пр.А***, ***, на земельном участке, находящимся в собственности Российской Федерации. Согласованный комиссией земельный участок расположен в границах сформированного ранее земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 7 200 кв.м, расположенного по адресу г.Димитровград пр.А***, *** и предоставленного в постоянное бессрочное пользование Димитровградскому узлу связи. Необходимо провести процедуру раздела данного земельного участка на два участка, выделив участок площадью 218 кв.м. в самостоятельный земельный участок.

Ответчик  в нарушение п.5 ст.31 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) отказывается утверждать схему расположения земельного участка на кадастровом плане, излишне требуя от него предоставить в письменной форме согласие землепользователей земельного участка, площадью 7 200 кв.м, в связи с чем  он не может обратиться в ТУ Росимущества в Ульяновской области с заявлением о принятии решения о предварительном согласовании места размещения  объекта для строительства магазина. ТУ Росимущества в Ульяновской области на основании утвержденной администрацией города схемы расположения земельного участка должно утвердить акт выбора земельного участка для строительства магазина или отказать в размещении объекта.

Полагает, что для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане согласие землепользователей не требуется, требования Администрации города не соответствуют действующему законодательству.

Просил суд признать незаконным отказ Администрации г.Димитровграда в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и обязать утвердить схему расположения земельного участка площадью 218 кв.м на кадастровом плане восточнее здания районного узла электросвязи по адресу: г.Димитровград пр.А***, д. ***.

Судом в качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области, Комитет по градостроительной деятельности Администрации г.Димитровграда, Ульяновский филиал ОАО «Ростелеком», ФГУП Ульяновской области «Почта России», Комитет по управлению имуществом города Димитровграда.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шамбазов А.К. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что суд обязан был рассматривать заявление в порядке ст.254-258 ГПК РФ, так как он оспаривал незаконное действие (бездействие) органа местного самоуправления. Считает, что суд не должен был рассматривать его заявление в отсутствие представителя прокуратуры г.Димитровграда.

Указывает на позицию Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, согласно которой действия администрации не соответствуют действующему законодательству.

Полагает, что  администрация г.Димитровграда нарушила процедуру выбора земельного участка. Ссылается на ст.ст.30, 38 ЗК РФ, на основании которых решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования, утверждение схемы границ земельного участка относится к видам работ по формированию земельного участка и автоматически не влечет решения о предоставлении земельного участка,

В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Димитровграда, Ульяновский филиал ОАО «Ростелеком» просят решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу положений ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Согласно ст.ст.12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Из материалов дела следует, что 27.06.2012 Шамбазов А.К. обратился в Администрацию г.Димитровграда с заявлением о выборе земельного участка для строительства магазина восточнее здания ОАО «Ростелеком» (РУЭС), расположенного по адресу г.Димитровград пр.А***, д. ***.

Администрацией города был определен вариант выбора земельного участка площадью 218 кв.м, расположенного восточнее здания РУЭС адресу г.Димитровград пр.А***, д.***, находящегося в собственности Российской Федерации.

Шамбазову А.К. предоставлен согласованный акт выбора земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта и схема расположения земельного участка, который расположен в границах уже существующего объекта - земельного участка площадью 7200 кв.м., кадастровый номер ***. Данный земельный участок имеет категорию «земли населенных пунктов», разрешенное использование - для строительства узла связи, право собственности на него зарегистрировано за Российской Федерацией.

Из государственного акта № *** следует, что данный земельный участок ранее был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Димитровградскому районному узлу связи на основании постановления Администрации г.Димитровграда № *** от 30.09.1992. 

06.11.2012 на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области № *** от 02.11.2012 между ТУ Росимущества с одной стороны (арендодатель) и ФГУП «Почта России» и ОАО «Ростелеком» с другой стороны  (арендаторы) был заключен договор аренды земельного участка площадью 7200 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: г.Димитровград пр.А***, ***.

На земельном участке расположено административное здание ФГУП «Почта России» - УФПС по Ульяновской области, находящееся в федеральной собственности и закрепленное за ФГУП «Почта России» на праве хозяйственного ведения, а также  здание, находящее в собственности ОАО «Ростелеком».

Шамбазов А.К. также обратился в Администрацию г.Димитровграда с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по варианту, указанному в акте выбора земельного участка.

26.02.2013 Администрацией города заявителю направлен письменный отказ в утверждении схемы расположения испрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане в связи с отсутствием решения собственника земельного участка (исполнительного органа государственной власти, уполномоченного на распоряжение земельными участками, находящегося в федеральной собственности) о разделе данного земельного участка, из которого при разделе образуется предполагаемый земельный участок.

Ранее Шамбазову А.К. давались ответы (07.12.2012, 24.01.2013) о том основания для утверждения схемы расположения земельного участка отсутствуют, поскольку не представлено документов, подтверждающих согласие землепользователя земельного участка по адресу: г.Димитровград, пр.А***, д.***, в границах которого предлагается образовать заявляемый земельный участок.

Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Как установлено в п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с п.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

Согласно п.2 ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с п.4 ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Согласно п.5 ст.31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Вместе с тем, согласно ст.209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.

Согласно ч. 2 ст.11 ЗК РФ  органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как следует из п.п.1, 4 ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

В соответствии с ч.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с ч.7 ст.36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Согласно ч.6 ст.11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования новых земельных участков с наложением их границ на уже существующие (учтенные) земельные участки.

Принимая во внимание, что испрашиваемый Шамбазовым А.К. участок находится в границах существующего земельного участка площадью 7 200 кв.м, в отношении которого заключен договор аренды с владельцами расположенных там объектов, согласия которых не имеется, а также отсутствие решения собственника данного участка о его разделе, суд первой инстанции пришел к законному выводу об отсутствии оснований для возложения на Администрацию г.Димитровграда обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, с учетом чего отказал в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка в жалобе на позицию Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области по делу законным основанием для отмены оспариваемого решения не является.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости рассмотрения заявления Шамбазова А.К. в порядке ст.254-258 ГПК РФ и с участием представителя прокуратуры г. Димитровграда, судебной коллегией отклоняются. Из материалов дела следует, что Шамбазовым А.К. было подано в суд исковое заявление, которое и было рассмотрено. Обязательное участие прокурора в данной категории дел положениями ГПК РФ не предусмотрено.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, не усматривается.

При изложенных обстоятельствах, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шамбазова А*** К*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи