Судебный акт
Досрочная пенсия медицинскому работнику
Документ от 03.09.2013, опубликован на сайте 24.09.2013 под номером 41072, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                                         Дело-33-3111/2013 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                03 сентября 2013 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Павлове Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Айнетдинова З*** Н*** на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 04 июня 2013 года ( с учетом определения суда об описке от 30 июля 2013 года), по которому постановлено:

 

В удовлетворении  иска Айнетдинова З*** Н***  к  Управлению  Пенсионного  Фонда РФ (государственное  учреждение) в  Засвияжском  районе  города Ульяновска Ульяновской  области  о   возложении  обязанности  включить в   специальный стаж, дающей  право  на назначение  трудовой  пенсии  по старости   досрочно  в связи  с  осуществлением  лечебной  и  иной  деятельности  по  охране здоровья  населения,  период работы с   ***   2004 года  по  ***    2008 года,  с   ***  2005 года  по  ***  2006 года,  с  ***  2006 года    по ***  2012 года  в должности  врача – стоматолога ООО «***»; признании  права  на назначении  такой   пенсии  с  *** 2012 года и возложении  обязанности  назначить такую  пенсию  с   ***  2012 года  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Айнетдинова З.Н., его представителя – Силантьева Г.А., представителя ООО «ДентАРИЗ» -      Айнетдиновой Н.Ш., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Айнетдинов З.Н.   обратился  в суд с  иском  к  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное  учреждение) в  Засвияжском  районе  г.Ульяновска  о  назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал,  что ***.2012 обратился к ответчику с  заявлением  о  назначении  трудовой  пенсии  по старости  досрочно  в  связи  с  осуществлением лечебной  и  иной деятельности  по  охране  здоровья  населения  в соответствии   с пп. 20  п.  1 ст. 27 Федерального закона  от 17.12.2001 № 173 – ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако ему в этом  было  отказано  из-за недостаточности специального стажа для назначения такой пенсии, в который не включен периоды его работы  с   ***.2004  по  ***.2008,  с   ***.2005 по  ***2006,  с ***2006 по ***.2012  в должности  врача – стоматолога ООО *** поскольку данное учреждение не предусмотрено действующими Списками и Правилами исчисления специального стажа..  Полагал отказ незаконным, так как  форма  собственности лечебного учреждения, в котором он осуществлял лечебную деятельность,   не   может  служить основанием  для  отказа  в  назначении досрочной пенсии.  Просил  обязать ответчика включить в   специальный стаж,  дающий  право  на назначение досрочной  трудовой  пенсии  по старости, спорные периоды, признать за ним право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и назначить такую пенсию с ***.2012.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Айнетдинов З.Н. не соглашается с решением  суда, просит его отменить. Указывает, что его трудовая деятельность связана непосредственно с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, тождественна   регламентированной  деятельности  работников   иных учреждений здравоохранения, так как в ООО *** имеется поликлиническое отделение, которое предусмотрено действующими Списками и Правилами исчисления специального стажа. Считает, что при решении вопроса о досрочной пенсии по старости необходимо исходить из существующих условий его деятельности и выполнения определенных обязанностей, а не формальных оснований -  таких как разночтение в наименовании конкретных профессий и названий юридических лиц. Суд также не учел имеющую практику других субъектов Российской Федерации по аналогичным делам.

Дело рассмотрено в отсутствии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное  учреждение) в  Засвияжском  районе  г.Ульяновска, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании Айнетдинов З.Н., его представитель – Силантьева Г.А., представителя ООО «ДентАРИЗ» - Айнетдинова Н.Ш. доводы апелляционной жалобы   поддержали. Айнетдинов З.Н. полагал, что пенсионным органом и судом  в специальный стаж должна быть включена служба в Вооруженных Силах СССР, имевшая место в 1976-1978 годах, так как он в этот период работал фельдшером.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Решением УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска от 17.08.2012 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы. При этом в специальный стаж не включены периоды его работы: ***2004 по ***.2008 (3 года 10 мес. 14 дн.) - индивидуальным   предпринимателем, с ***.2005  по  ***.2006 (11 мес.) -  директором  ООО  *** с ***.2006 по ***.2012  (6 лет 2  мес.) - врачом  стоматологом  - ортопедом  ООО  *** так как наименование  должности  и  учреждения (по первым двум периодам) и наименование учреждения (по третьему периоду) не предусмотрены действующими Списками от 29.10.2002 № 781.

Без учета данных периодов специальный стаж истца составил 27 лет 3 мес. 16 дн. вместо требуемого 30 лет.

Не согласившись с отказом во включении указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение  трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,  Айнетдинов З.Н. обжаловал его в суд.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что в оспариваемые периоды истец не осуществлял деятельность в учреждениях, предусмотренных Списками учреждений, работа в которых подлежит включению в специальный стаж.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, так же как и действовавшим ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим директорами и врачами стоматологами - ортопедами в обществах с ограниченной ответственностью. В Номенклатуру учреждений здравоохранения такие общества не включены.

Как указано в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Согласно ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Как следует из п. 3.1 Устава  ООО *** общество является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли посредством осуществления видов деятельности, установленных в пункте 3.3 Устава.

Следовательно, общество не является учреждением здравоохранения, работа в котором включается в специальный стаж.

Доводы апелляционной жалобы Айнетдинова З.Н. относительно наличия в обществе поликлинического отделения и тождественности выполняемых им обязанностей  функциям врачей учреждений здравоохранения, выводов суда не опровергают, поскольку право определять виды учреждений, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принадлежит уполномоченному государственному органу - Правительству Российской Федерации, суд таким правом не наделен.

Ссылки истца на иные судебные решения по аналогичной категории дел  основанием к отмене решения суда не являются, так как преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеют.

Однако доводы истца о необходимости включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, заслуживают внимания.

Согласно представленным документам Айнетдинов З.Н. в период с ***.1976 по ***.1978 проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР по призыву.

В период прохождения срочной военной службы истцом действовало  утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.

Поскольку период военной службы Айнетдинова З.Н. относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам, к спорным правоотношениям подлежало применению ранее действующее законодательство.  В связи с указанным, период службы в Вооруженных Силах  СССР Айнетдинова З.Н., имевшего  на момент обращения к ответчику 2/3 специального стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, подлежал включению  в его специальный стаж.

Однако и с учетом данного периода у Айнетдинова З.Н. не имеется необходимого 30-летнего стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поэтому судебная коллегия полагает возможным оставить решение суда без изменения, дополнив его резолютивную часть указанием на включение периода службы истца в армии в его специальный стаж.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 04 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Айнетдинова З*** Н*** – без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения абзацем 2 следующего содержания:

«Включить в стаж работы по специальности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Айнетдинова  З*** Н***  период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с ***.1976 по ***1978».

 

Председательствующий

 

Судьи: