Судебный акт
Отмена постановления ТИК о регистрации кандидатов в депутаты совета депутатов муниципального образования
Документ от 22.08.2013, опубликован на сайте 20.09.2013 под номером 40989, 2-я гражданская, об отмене постановлений террирориальной избирательной комиссии МО " Сенгилеевский район", РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                   Дело № 33-3237/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                             22 августа 2013 год

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Логинова Д.А. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Мерчиной А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Скриповой Г*** И*** и Дружининой Л*** В*** на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 09 августа 2013 года, по которому постановлено:

 

Отменить постановления территориальной избирательной комиссии МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 13 июля 2013 года «О регистрации Дружининой Л*** В*** кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области пятого созыва по Сенгилеевскому трехмандатному избирательному округу № 4» и от 13 июля 2013 года «О регистрации Скриповой Г*** И*** кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области пятого созыва по Сенгилеевскому трехмандатному избирательному округу № 4».

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., заключение прокурора Сальникова А.А., считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сметанин А.Н. обратился в суд с заявлением об отмене постановлений территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» от 13 июля 2013 года № *** и № *** о регистрации кандидатами в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» пятого созыва по Сенгилеевскому трехмандатному избирательному округу №4 Дружининой Л.В.  и Скриповой Г.И.

 

Заявление мотивировал тем, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу. Регистрацию Скриповой Г.И. и Дружининой Л.В. считает незаконной, так как местным отделением КПРФ была нарушена процедура выдвижения кандидатов: кандидаты выдвинуты не Комитетом местного отделения  КПРФ, а конференцией; при подаче документов в ТИК кандидаты не представили согласование их кандидатур с бюро комитета регионального отделения КПРФ, как это предусмотрено пунктом 5.8 Устава КПРФ; также не был представлен документ о создании местного отделения КПРФ.

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В апелляционной жалобе Дружинина Л.В. и Скрипова Г.И. просят решение отменить. Жалоба мотивирована тем, что высшим руководящим органом местного отделения КПРФ является конференция, которая вправе самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью местного отделения. Согласно Федеральному закону «О политических партиях» решения о выдвижении кандидатов в депутаты на выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения партии либо иным органом, предусмотренным Уставом КПРФ. Таким органом, согласно Уставу, является конференция и комитет местного отделения по согласованию с бюро комитета регионального отделения партии. Таким образом, у местного отделения есть выбор, посредством какого органа реализовать свое право на выдвижение кандидатов. Местное отделение партии выдвинуло их кандидатами на конференции путем тайного голосования, что соответствует Уставу КПРФ.

Кроме того, Сметанин А.Н. в заявлении просил не отменить постановления ТИК, а отметить.

 

В судебное заседание суда апелляционной инстанции авторы апелляционной жалобы не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Скрипова Г.И. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Решением Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 11 июня 2013 года № 494 на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» пятого созыва.

 

Материалами дела установлено, что Сметанин А.Н. на основании постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» от 19 июля 2013 года № *** зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» пятого созыва по Сенгилеевскому трехмандатному избирательному округу № 4 (выдвинут Ульяновским региональным отделением политической партии ЛДПР).

 

Дружинина Л.В. на основании постановления ТИК от 13 июля 2013 года № ***, а Скрипова Г.И. на основании постановления ТИК от 13 июля 2013 года ***, зарегистрированы  кандидатами в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» пятого созыва по Сенгилеевскому трехмандатному избирательному округу № 4 (выдвинуты Сенгилеевским местным отделением политической партии КПРФ).

 

Основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата предусмотрены статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

 

Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

 

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

 

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО.

 

Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в пункте 14.5 которой приведен перечень документов, представляемых выдвинутым кандидатом в избирательную комиссию для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

 

Так, при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии:

нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения)  о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

 

Законом Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» предусмотрено, что вместе с заявлением выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию:

1) официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом избирательного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения:

а) копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

в) решение избирательного объединения о выдвижении его кандидатом;

1.1) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, его кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии  (часть 3 статьи 39).

 

Под избирательным объединением, в соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ понимается: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

 

Следовательно, местное отделение Политической партии КПРФ на выборах в представительный орган муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения.

 

Согласно пункту 3.1 Устава КПРФ (с изменениями и дополнениями, в том числе от 24 февраля 2013 года) в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.

 

В силу пункта 5.1 Устава КПРФ местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта РФ.

Таким образом, поскольку местное отделение КПРФ не является юридическим лицом, подлежащим государственной регистрации, в силу федерального и регионального законов, указанных выше, необходимо представление в территориальную избирательную комиссию решения о создании местного отделения КПРФ.

 

Такой документ в ТИК не представлялся.

 

Выписка из решения бюро областного комитета КПРФ от 22 июня 2013 года о подтверждении полномочий местных отделений КПРФ не является документом о создании Сенгилеевского районного отделения КПРФ.

 

При представлении документов в ТИК факт создания местного отделения КПРФ должен быть подтвержден документально.  Все предусмотренные законом документы должны быть представлены в ТИК в установленный срок, в силу чего непредставление документов не восполняется путем исследования документов, представленных в ТИК либо в суд за пределами установленного срока.

 

Выписка из решения бюро Ульяновского обкома КПРФ от 24 июня 2013 года «О создании Сенгилеевского местного (районного) отделения КПРФ» была представлена в ТИК 24 июля 2013 года, то есть за пределами установленного законом срока.  Кроме того, эта выписка не содержит в себе указания на создание Сенгилеевского местного отделения КПРФ, а лишь содержит одно предложение «О создании Сенгилеевского местного (районного) отделения КПРФ» без какой-либо дальнейшей конкретизации (когда и кем создано).

 

Непредставление документа, требуемого федеральным и региональным законами при выдвижении и регистрации, является  основанием для отказа в регистрации кандидата.

 

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

 

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

 

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства (подпункт «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях») позволяет сделать вывод о том, что иное структурное подразделение партии, каковым является местное отделение КПРФ,  выдвигает кандидатов в депутаты на выборные должности в  представительных органах муниципальных образований на общем собрании либо иным органом, предусмотренным Уставом КПРФ.

 

Таким иным органом в соответствии с Уставом КПРФ является Комитет местного отделения (но не конференция – абзац 16 пункта 5.8 Устава).

 

Кроме того, обязательным документом, предусмотренным законами для представления в ТИК, являлся документ о согласовании кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, с соответствующим органом политической партии, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

 

Из анализа положений подпункта «ж» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункта 1.1 части 3 статьи 39 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО  следует, что с соответствующим органом политической партии согласовываются конкретные кандидатуры, выдвигаемые в качестве кандидатов.

 

Согласование с бюро Комитета регионального отделения КПРФ кандидатур выдвигаемых кандидатов предусмотрено абзацем 16 пункта 5.8 Устава КПРФ.

 

Однако, в ТИК не был представлен документ о том, что кандидатуры Дружининой Л.В. и Скриповой Г.И. были согласованы с бюро Комитета регионального отделения КПРФ.

 

Выписка из решения бюро областного комитета КПРФ от 22 июня 2013 года не является документом о согласовании кандидатур, поскольку в этой выписке вообще не содержится указание на конкретные кандидатуры, как это предусмотрено законом.

 

Выписка из решения бюро Ульяновского обкома КПРФ от 24 июня 2013 года, не представлявшаяся в ТИК в установленный срок, также не содержит в себе указания на конкретные кандидатуры.

 

Таким образом, допущены и несоблюдение требований закона при выдвижении кандидата политической партией, и непредставление требуемого по закону документа, что является основаниями для отказа в регистрации.

 

Доводы апелляционной жалобы, как основанные на ошибочном и расширительном толковании законодательства, подлежат отклонению.

 

Полномочия конференции местного отделения КПРФ не являются предметом рассмотрения суда, а также предметом обсуждения при проведении проверки представленных кандидатом документов членами ТИК.

 

Поскольку Федеральный закон «О политических партиях» при выдвижении местными отделениями политических партий кандидатов на выборные должности в органы местного самоуправления отсылает к уставам этих партий, то суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Устава КПРФ, предусматривающего, что выдвижение кандидатов в депутаты производится Комитетом местного отделения тайным голосованием по согласованию с бюро комитета регионального отделения КПРФ.

 

Довод апелляционной жалобы в указанной части является противоречивым, поскольку, с одной стороны авторы жалобы утверждают, что согласование с бюро вышестоящего отделения КПРФ не требуется, поскольку местное отделение КПРФ выбрало иной вариант выдвижения кандидатов -  на конференции, а с другой стороны, представляют выписки из решения бюро областного комитета КПРФ от 22 июня 2013 года, а также за пределами установленного законом срока в ТИК представили выписки от 24 июня 2013 года, в подтверждение согласования своих кандидатур.

 

Довод апелляционной жалобы о наличии в заявлении Сметанина А.Н. указания на «отметить», а не отменить постановления ТИК, не влияет на правильность вынесенного судом решения, поскольку содержащиеся в заявлении описки не являются значимыми при проверке судом оспариваемых постановлений ТИК. Кроме того, Сметаниным А.Н. было подано в суд первой инстанции заявление (л.д.58), в котором он указал на опечатки в тексте заявления и просил отменить оспариваемые постановления ТИК.

 

С учетом изложенного оснований к отмене решения суда не имеется.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 09 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дружининой Л*** В*** и Скриповой Г*** И*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: