Судебный акт
Оспаривание постановления ТИК об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов
Документ от 19.08.2013, опубликован на сайте 20.09.2013 под номером 40988, 2-я гражданская, о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                   Дело № 33-3175/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                             19 августа 2013 год

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Логинова Д.А. и Фёдоровой Л.Г.,

при секретаре Павлове Н.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Стариченковой Л*** В*** на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 05 августа 2013 года, по которому постановлено:

 

Заявление Стариченковой Л*** В*** об отмене постановления территориальной избирательной комиссии МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 22.07.2013 года «Об отказе Стариченковой Л*** В*** в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области пятого созыва по Сенгилеевскому трехмандатному избирательному округу №5» оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В.,  пояснения представителя ТИК Назарова А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Сальникова А.А., считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Стариченкова Л.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» от 22 июля 2013 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» пятого созыва по Сенгилеевскому трехмандатному избирательному округу №5. Просила обязать ТИК зарегистрировать её кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» пятого созыва по Сенгилеевскому трехмандатному избирательному округу №5.

 

Заявление мотивировала тем, что при подаче документов в ТИК сдала выписку из решения бюро областного комитета КПРФ от 22 июня 2013 года о согласовании её выдвижения в качестве кандидата в депутаты.  Не согласна с доводом ТИК о том, что она выдвинута кандидатом конференцией местного отделения КПРФ в нарушение Устава КПРФ. Считает, что конференция вправе решать любые вопросы, связанные с деятельностью местного отделения КПРФ.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В апелляционной жалобе Стариченкова Л.В. просит решение отменить. Жалоба мотивирована тем, что высшим руководящим органом местного отделения КПРФ является конференция, которая вправе самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью местного отделения. Согласно Федеральному закону «О политических партиях» решения о выдвижении кандидатов в депутаты на выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения партии либо иным органом, предусмотренным Уставом КПРФ. Таким органом, согласно Уставу, является конференция и комитет местного отделения по согласованию с бюро комитета регионального отделения партии. Таким образом, у местного отделения есть выбор, посредством какого органа реализовать свое право на выдвижение кандидатов. Местное отделение партии выдвинуло её (Стариченкову) кандидатом на конференции путем тайного голосования, что соответствует Уставу КПРФ, а также в полном соответствии с нормами избирательного законодательства и ФЗ «О политических партиях».

 

Участвующие в деле лица (кроме представителя ТИК и прокурора), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, на основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Решением Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» от 11 июня 2013 года № 494 на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» пятого созыва.

 

Стариченкова Л.В. является кандидатом, выдвинутым конференцией Сенгилеевского районного отделения КПРФ.

 

Постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сенгилеевский район» от 22 июля 2013 года № *** Стариченковой Л.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Сенгилеевский район» пятого созыва по Сенгилеевскому трехмандатному избирательному округу № 5.

 

Согласно тексту постановления ТИК, в ходе проверки представленных Стариченковой Л.В. для выдвижения документов выявлено несоблюдение требований законодательства:

отсутствует согласование о выдвижении кандидата с бюро комитета областного отделения КПРФ, предусмотренное абз.16 пункта 5.8 Устава КПРФ;

выдвижение кандидата произведено конференцией Сенгилеевского районного отделения КПРФ, что противоречит положениям абз.16 пункта 5.8 Устава КПРФ.

 

ТИК, отказывая в регистрации, руководствовалась подпунктами «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»,  пунктами 2 и 3 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области»).

 

Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в пункте 14.5 которой приведен перечень документов, представляемых выдвинутым кандидатом в избирательную комиссию для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

 

Так при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии:

нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения)  о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

 

Законом Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО предусмотрено, что вместе с заявлением выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию:

1) официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом избирательного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения:

а) копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

в) решение избирательного объединения о выдвижении его кандидатом;

1.1) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, его кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии  (часть 3 статьи 39).

 

Под избирательным объединением, в соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ понимается: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

 

Следовательно, местное отделение Политической партии КПРФ на выборах в представительный орган муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения.

 

Согласно пункту 3.1 Устава КПРФ (с изменениями и дополнениями, в том числе от 24 февраля 2013 года) в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.

 

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

 

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

 

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства (подпункт «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях») позволяет сделать вывод о том, что иное структурное подразделение партии, каковым является местное отделение КПРФ,  выдвигает кандидатов в депутаты на выборные должности в  представительных органах муниципальных образований на общем собрании либо иным органом, предусмотренным Уставом КПРФ.

 

Таким образом, местное отделение КПРФ вправе было выдвинуть кандидатов Комитетом местного отделения (но не конференцией), как это предусмотрено абз.16 пункта 5.8 Устава КПРФ.

 

Кроме того, обязательным документом, предусмотренным законами для представления в ТИК, являлся документ о согласовании кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, с соответствующим органом политической партии, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

 

Из анализа положений подпункта «ж» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункта 1.1 части 3 статьи 39 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО  следует, что с соответствующим органом политической партии согласовываются конкретные кандидатуры, выдвигаемые в качестве кандидатов.

 

Согласование с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ предусмотрено абзацем 16 пункта 5.8 Устава КПРФ.

 

Однако, в ТИК не был представлен документ о том, что кандидатура Стариченковой Л.В. была согласована с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ.

 

Выписка из решения бюро областного комитета КПРФ от 22 июня 2013 года не является документом о согласовании кандидатуры Стариченковой Л.В., поскольку в этой выписке вообще не содержится указание на конкретную кандидатуру либо кандидатуры, как это предусмотрено законом.

 

Выписка из решения бюро Ульяновского обкома КПРФ от 24 июня 2013 года также не является документом о согласовании кандидатуры выдвинутого кандидата в депутаты, поскольку в ней не содержится указания на конкретные кандидатуры. Кроме того, эта выписка представлена в ТИК 24 июля 2013 года, после вынесения постановления об отказе в регистрации и после истечения установленных законом сроков.

 

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

 

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО.

 

Таким образом, у ТИК имелись основания для отказа Стариченковой Л.В. в регистрации кандидатом в депутаты.

 

Доводы апелляционной жалобы, как основанные на ошибочном и расширительном толковании законодательства, подлежат отклонению.

 

Полномочия конференции местного отделения КПРФ не являются предметом рассмотрения суда, а также предметом обсуждения при проведении проверки представленных кандидатом документов членами ТИК.

 

Поскольку Федеральный закон «О политических партиях» при выдвижении местными отделениями политических партий кандидатов на выборные должности в органы местного самоуправления отсылает к уставам этих партий, то суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Устава КПРФ, предусматривающего, что выдвижение кандидатов в депутаты производится Комитетом местного отделения тайным голосованием по согласованию с бюро комитета регионального отделения КПРФ.

 

Позиция автора апелляционной жалобы в указанной части является противоречивой, поскольку, с одной стороны заявитель утверждает, что согласование с бюро вышестоящего отделения КПРФ не требуется, поскольку местное отделение КПРФ выбрало иной вариант выдвижения кандидатов -  на конференции, а с другой стороны, представляется выписка из решения бюро областного комитета КПРФ от 22 июня 2013 года, которую заявитель расценивает, как согласование кандидатуры выдвинутого местным отделением партии кандидата.

 

Учитывая изложенное, оснований к отмене решения суда не имеется.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 05 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Стариченковой Л*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: