Судебный акт
Об отмене регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления
Документ от 23.08.2013, опубликован на сайте 20.09.2013 под номером 40894, 2-я гражданская, об отмене постановления территориальной избирательной комиссии МО "Чердаклинский район" от 17.07.2013 № 69/303-2 " О регистрации Татарова Лёвы Григорьевича кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Октябрьское сельское поселение" третьего созыва по Октябрьскому десятимандатному избирательному округу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Ватрушкина О.А.                                                                Дело № 33-3303/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                               23 августа 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е., Нефедова О.Н.,

при секретаре Павлове Н.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Татарова Л*** Г*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 июля 2013 года, по которому постановлено:

 

Заявление Потапова С*** В*** удовлетворить.

Отменить постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Чердаклинский район» № *** от 17 июля 2013 года «О регистрации Татарова Л*** Г*** кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» третьего созыва по Октябрьскому десятимандатному избирательному округу».

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., пояснения Татарова Л.Г., его представителя Мороз Л.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Потапова С.В. – Багдасаряна А.Я., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Потапов С.В. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» третьего созыва по Октябрьскому десятимандатному избирательному округу Татарова Л.Г.

Заявление мотивировал тем, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу. Основанием для отмены регистрации кандидата Татарова Л.Г. считает нарушение процедуры выдвижения Татарова Л.Г., предусмотренной Уставом КПРФ, и непредставление в ТИК МО «Чердаклинский район» документа, подтверждающего согласование его кандидатуры с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ, как это предусмотрено Уставом КПРФ; непредставление в ТИК МО «Чердаклинский район» документа о создании местного отделения КПРФ. В связи с этим полагает, что у ТИК МО «Чердаклинский район» не было оснований для регистрации Татарова Л.Г. кандидатом в депутаты.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В апелляционной жалобе Татаров Л.Г. просит решение отменить. Жалоба мотивирована тем, что при подаче им документов в ТИК МО «Чердаклинский район» к нему не было высказано замечаний по поводу их представления.  ТИК МО «Чердаклинский район» не извещала его о неполноте документов, тем самым были нарушены его права. 16 июля 2013 года избирательным объединением были представлены решение о выдвижении его кандидатуры и решение бюро о создании местного отделения КПРФ.

 

В возражениях на апелляционную жалобу ТИК МО «Чердаклинский район» и Потапов  С.В. считают решение суда законным и не подлежащим отмене.

 

Потапов  С.В., представитель ТИК МО «Чердаклинский район»  в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Татарова Л.Г., возражения на жалобу Потапова С.В. и ТИК МО «Чердаклинский район», судебная коллегия приходит к следующему.

 

Решением Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 13 июня 2013 года № 16 на 8 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области третьего созыва.

 

Материалами дела установлено, что Потапов С.В. на основании постановления ТИК МО «Чердаклинский район» от 20 июля 2013 года № *** зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области третьего созыва по Октябрьскому десятимандатному избирательному округу.

 

Татаров Л.Г. на основании постановления ТИК МО «Чердаклинский район» от 17 июля 2013 года № *** зарегистрирован  кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области третьего созыва по Октябрьскому десятимандатному избирательному округу (выдвинут Чердаклинским местным отделением Политической партии КПРФ).

 

Основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата предусмотрены статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

 

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

 

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО.

 

Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в пункте 14.5 которой приведен перечень документов, представляемых выдвинутым кандидатом в избирательную комиссию для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

 

Так, при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии:

нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения)  о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

Законом Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» предусмотрено, что вместе с заявлением выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию:

1) официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом избирательного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения:

а) копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

в) решение избирательного объединения о выдвижении его кандидатом;

1.1) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, его кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии  (часть 3 статьи 39).

 

Под избирательным объединением, в соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ понимается: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

 

Следовательно, Чердаклинское местное отделение Политической партии КПРФ на выборах в представительный орган муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения.

 

Согласно пункту 3.1 Устава КПРФ (с изменениями и дополнениями, в том числе от 24 февраля 2013 года) в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.

 

В силу пункта 5.1 Устава КПРФ местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта РФ.

 

Таким образом, поскольку местное отделение КПРФ не является юридическим лицом, подлежащим государственной регистрации, в силу федерального и регионального законов, указанных выше, необходимо представление в территориальную избирательную комиссию решения о создании местного отделения КПРФ.

 

Такой документ своевременно в ТИК МО «Чердаклинский район» не представлялся. Выписка из решения бюро областного комитета КПРФ от 22 июня 2013 года о подтверждении полномочий местных отделений КПРФ не является документом о создании Чердаклинского районного отделения КПРФ.

 

При представлении документов в ТИК МО «Чердаклинский район» факт создания местного отделения КПРФ должен быть подтвержден документально.

 

Все предусмотренные законом документы должны быть представлены в ТИК в установленный срок, в силу чего непредставление документов не восполняется путем исследования документов, представленных в ТИК либо в суд за пределами установленного срока.

 

Соответственно, представление в ТИК МО «Чердаклинский район» решения Ульяновского обкома КПРФ от 22 февраля 1993 года о создании Чердаклинского  местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» 23 июля 2013 года, то есть за пределами установленного законом срока, не опровергает правильности вывода суда первой инстанции о непредставлении документа, требуемого при выдвижении и регистрации кандидата в депутаты.

 

Непредставление документа, требуемого федеральным и региональным законами при выдвижении и регистрации, является  основанием для отказа в регистрации кандидата.

 

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

 

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

 

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства (подпункт «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях») позволяет сделать вывод о том, что иное структурное подразделение партии, каковым является местное отделение КПРФ,  выдвигает кандидатов в депутаты на выборные должности в  представительных органах муниципальных образований на общем собрании либо иным органом, предусмотренным Уставом КПРФ.

 

Обязательным документом, предусмотренным законами для представления в ТИК, является документ о согласовании кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, с соответствующим органом политической партии, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

 

Из анализа положений подпункта «ж» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункта 1.1 части 3 статьи 39 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО  следует, что с соответствующим органом политической партии согласовываются конкретные кандидатуры, выдвигаемые в качестве кандидатов.

 

Согласование с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ кандидатур выдвигаемых кандидатов предусмотрено абзацем 16 пункта 5.8 Устава КПРФ.

 

Однако, в ТИК МО «Чердаклинский район» не был представлен документ о том, что кандидатура Татарова Л.Г. была согласована с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ. Выписка из решения бюро областного комитета КПРФ от 22 июня 2013 года не является документом о согласовании кандидатуры Татарова Л.Г., поскольку в этой выписке вообще не содержится указание на конкретную кандидатуру, как это предусмотрено законом.

 

Таким образом, допущены и несоблюдение требований закона при выдвижении кандидата политической партией, и непредставление требуемого по закону документа, что является основаниями для отказа в регистрации.

 

Доводы апелляционной жалобы, как основанные на ошибочном и расширительном толковании законодательства, подлежат отклонению.

 

Судом исследованы все представленные доказательства, дана оценка всем доводам участвующих в деле лиц по тем обстоятельствам, которые являлись юридически значимыми. В решении приведены положения правовых норм, на основании которых сделаны правильные выводы по делу.

 

С учетом изложенного оснований к отмене решения суда не имеется.

 

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Татарова Л*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                  

 

Судьи