Судебный акт
О признании незаконным бездействия по оборудованию ЕДДС
Документ от 13.08.2013, опубликован на сайте 21.09.2013 под номером 40883, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействия по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования и возложении обязанности обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу МО Карсунский район оснащением и оборудованием в соответствии с требовниями ГОСТа Р 22.7.01-99, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Шакурова Н.К.                                                           Дело № 33-2777/2013                                                                         

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              13 августа 2013 года.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Пузакиной К.К.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного  суда Ульяновской области от 31 мая 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования и возложении обязанности обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования «Карсунский район» оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99  удовлетворить.   

Обязать администрацию муниципального образования «Карсунский район» обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования «Карсунский район» оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 №400-ст.: телефоном с функцией записи переговоров - 1 шт.; плазменной панелью- 2 шт.; видеотерминалом-1 шт.; микрофоном с обязательным ручным включением - 1 шт.; KB радиостанцией - 1 шт.; приёмником ГЛОНАСС -1 шт. в срок до 31.12.2013.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения представителя администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области Решетниковой Е.И. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Карсунского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования и возложении обязанности обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования «Карсунский район» оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99,

В обоснование иска указал, что в нарушение норм ГОСТа Р 22.7.01-99 и Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (далее ЕДДС) в ЕДДС МО «Карсунский район» отсутствует надлежащее оснащение и оборудование.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области по обеспечению единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 № 400-ст, а также обязать администрацию МО «Карсунский район» в срок до 01.08.2013 обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования «Карсунский район» следующим оснащением и оборудованием в соответствии с требованиями ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта от 09.11.1999 № 400-ст: телефоном с функцией записи переговоров - 1 шт.; плазменной панелью- 2 шт.; видеотерминалом-1 шт.; микрофоном с обязательным ручным включением - 1 шт.; KB радиостанцией - 1 шт.; приёмником ГЛОНАСС -1 шт.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

Не согласившись с данным решением, администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение об отказе в иске.     

В обоснование жалобы указывает, что в апелляционной жалобе  администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на то, что Указ Президента РФ от 28.12.2010 №1632 «О совершенствовании обеспечения системы вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации», Положение о Единой дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования носят рекомендательный характер, поскольку не являются нормативными правовыми актами. Согласно п. 4 Указа, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 31.12.2012 рекомендовано завершить работу по созданию дежурно-диспетчерскую служб  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единых дежурно-диспетчерскую служб  муниципальных образований.

Указывает, что протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 № 5, на который ссылается прокурор, одобрен лишь проект Положения о  ЕДДС  муниципального образования, и рекомендован к применению в системе РСЧС. Из п.п.1,3,4 Положения об указанной комиссии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.01.2003 №11 следует, что данная комиссии является лишь консультативным и рекомендательным органом, обязательные к исполнению нормативные акты не принимает.

Требования ГОСТа Р 22.7.01-99 относятся к сфере дежурно-диспетчерских служб  города, р.п. Карсун таковым не является.

Согласно позиции Коституционного Суда РФ, выраженной в определении от 01.03.2012 № 389-О-О органы местного самоуправления самостоятельны в выборе средств осуществления закрепленных за ними обязанностей по решению вопросов местного значения, и сами решают объем расходов местных бюджетов на мероприятия и сроки решения поставленных  задач.

В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», ч.2 ст.83   Бюджетного кодекса РФ суд не вправе решить за орган местного самоуправления вопрос финансирования созданной им службы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Карсунский район» № 890 от 08.09.2010 на территории МО «Карсунский район» создана ЕДДС муниципального образования, которая функционирует на базе телефонного номера «112» 32 пожарной части Федеральной противопожарной службы государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Ульяновской области». ЕДДС оснащена оргтехникой, средствами видеоотображения коллективного пользования, системой видеоконференцсвязи.

Вместе с тем, в ЕДДС МО «Карсунский район» отсутствует необходимое для ее работы оснащение и оборудование: телефон с функцией записи переговоров - 1 шт.; плазменная панель 2 шт.; видеотерминал -1 шт.; микрофон с обязательным ручным включением - 1 шт.; KB радиостанция - 1 шт.; приёмник ГЛОНАСС -1 шт.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и  показаниями свидетеля П*** Д.А.

Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 4 вышеуказанного Закона устанавливает правовую основу создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение данной статьи принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона и указанным Постановлением единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Создание территориальных подсистем единой системы в субъектах Российской Федерации исходит из необходимости  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Органами повседневного управления Единой системы являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Статья 11 Закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании пп.«г», «з» ч.2 ст.11 Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч.1 ст.24 Закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Как следует из п.4, п.9 Положения об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 12.10.2005 № 160, на каждом уровне областной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Органами повседневного управления областной подсистемы РСЧС являются, в том числе единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

В соответствии с п.30 данного Положения предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организаций.

Как следует из п.3.11.1 ГОСТа Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 09.11.1999 №400-ст (далее – ГОСТ Р 22.7.01-99), узел связи ЕДДС должен обеспечивать: прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, ДДС города; прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.

Пунктом 3.11.2 ГОСТа Р 22.7.01-99 установлено, что для приема и передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях в городах Российской Федерации предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС.

Согласно п.1.4.7. Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного решением Правительственной комиссии Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 № 5 (далее – Положение о ЕДДС), в рекомендуемый состав технических средств управления ЕДДС входят: средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи; средства оповещения руководящего состава и населения; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры); система видеоконференцсвязи; прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), объектами с массовым пребыванием людей; метеостанция; приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с п.1.4.8 Положения о ЕДДС средства связи ЕДДС муниципального образования должны обеспечивать: телефонную связь; передачу данных; прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных; прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»; коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.

Как следует из п.3.4.1 Положения о ЕДДС требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р.

Согласно п.3.4.2 Положения о ЕДДС в состав оборудования должны входить, как минимум: АРМ специалистов оперативной дежурной смены; АРМ руководства и обслуживающего персонала; активное оборудование локальной вычислительной сети; структурированная кабельная сеть; серверное оборудование; специализированные средства хранения данных; комплект оргтехники; средства связи; АРМ управления местной системой оповещения; средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи; специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования; метеостанция; прибор радиационного контроля; источники гарантированного электропитания.

Принимая во внимание, что финансовое обеспечение ЕДДС муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования и учитывая, что ЕДДС МО «Карсунский район» не обеспечена надлежащим оснащением и оборудованием, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о признании бездействия незаконным и обязании ответчика обеспечить ЕДДС необходимым материально-техническим оборудованием.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что положения ГОСТ Р 22.7.01-99 не обязывают администрацию МО «Карсунский район» к покупке конкретной техники и суд не должен был руководствоваться Положением о ЕДДС муниципального образования.

Указанное положение утверждено протоколом №5 КЧС и ОПБ Правительства РФ от 21.10.2011.

В соответствии с п.1 «Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.01.2003 №11 Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ Правительства РФ) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и обеспечения пожарной безопасности.

Как следует из п.п. «а», «д» п.4 указанного Положения, КЧС и ОПБ Правительства РФ с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции: рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности; разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости - в виде проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Согласно п.9 Положения решения КЧС и ОПБ Правительства РФ, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание положения  пп.«г», «з» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что суд не вправе был возлагать на орган местного самоуправления финансирование созданной им службы.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и не могут повлечь отмену решения суда.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия по делу не усматривает.

С учетом изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного   суда Ульяновской области от 31 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную  жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи