Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 13.08.2013, опубликован на сайте 16.09.2013 под номером 40812, 2-я гражданская, о понуждении к включению в специальный стаж периодов трудовой деятельности и назначению лдосрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Жорова И.А.                                                                        Дело № 33-2829/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    13 августа 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей  Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 июня 2013 года,  по  которому постановлено:

Уточненные исковые требования Муллова В.Г. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в специальный стаж  Муллова В*** Г***, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии  в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период прохождения службы в Вооруженных  Силах СССР с 29.11.1985 по 20.06.1987; период его работы в должности руководителя начальной военной подготовки в  средней школе № *** г.Димитровграда Ульяновской области с 20.08.1987 по 04.11.1996.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской  Федерации (государственное учреждение)  в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области назначить Муллову В*** Г*** с 8 ноября 2012 года досрочную трудовую пенсию  по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А.,  пояснения Муллова В.Г.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Муллов В.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской  Федерации (государственному учреждению)  в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж и понуждении к назначению  досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование иска указал,  что 14.09.2012 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии  с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением  ответчика от 20.09.2012 в назначении пенсии  ему  отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом ответчик не включил в его специальный стаж период работы с 20.08.1987 по 04.11.1996 в должности руководителя начальной военной подготовки в школе № *** г.Димитровграда, а также не включил в специальный стаж период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 29.11.1985 по 21.06.1987.          Решение ответчика считал незаконным.

Просил суд обязать  Управление  Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей период работы с 20.08.1987 по 04.11.1996 (9 лет 2 месяца 15 дней) в должности руководителя начальной военной подготовки в школе № 17 г.Димитровграда и период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 29.11.1985 по 21.06.1987 (1 год 6 месяцев 21 день), а также обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 8 ноября 2012 года.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде и Мелекесском  районе Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Указывает, что действующими в настоящее время Списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 и Правилами не предусмотрена возможность включения в специальный педагогический стаж периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 не может применяться при назначении досрочных пенсий по ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку для включения в стаж спорного периода работы необходимо, чтобы не менее 2/3 специального стажа приходилось на работу в должностях, учреждениях, организациях, предусмотренных основным Списком, тогда как у истца такая продолжительность стажа отсутствует. Кроме того, суд необоснованно отождествил должность «руководителя начальной военной подготовки» должности «военный руководитель».

В возражении на апелляционную жалобу представитель Муллова В.Г. – Медянцева Т.В. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде и Мелекесском  районе Ульяновской области – без удовлетворения.

Представитель УПФР в г. Димитровграде и Мелекесском  районе Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 14.09.2012 Муллов В.Г. обратился в УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20.09.2012 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа, в который не включен период работы с с 20.08.1987 по 04.11.1996 в должности руководителя начальной военной подготовки в школе № *** г. Димитровграда. Ответчиком также не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью  период службы истца в Вооруженных   Силах СССР с 29.11.1985 по 20.06.1987. В специальный стаж истца пенсионный орган засчитал 14 лет 1 месяц 2 дня.

Принимая решение об обязании ответчика назначить Муллову В.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Муллова В.Г., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 этой же статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, от 29.10.2002 № 781 предусмотрены должности «преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)»; «руководителя допризывной подготовки молодежи»; «военного руководителя» в школах всех наименований.

До 01 января 2002 назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью осуществлялось по правилам ст. 80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 06.09.1991 № 463 предусматривалась должность «военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи)» в школах.

До 1991 года в учебных заведениях преподавался курс «начальной военной (допризывной) подготовки (НВП)», который с 01.01.1991 был заменен курсом «основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) (Письмо Минобразования РФ от 23.02.2000 №336/11-13).

В связи с этим на основании пункта 5 постановления Совмина РСФСР от 14.05.1991 № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР» вместо должности «военного руководителя» была введена должность «преподавателя курса «основы безопасности жизнедеятельности».

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 03.10.2002 № 68 установлено тождество наименования должности «преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель», предусмотренному Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Таким образом, преподавание курса «начальной военной подготовки» в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях осуществлялось «военными руководителями», «руководителями допризывной подготовки молодежи», должность которых впоследствии заменена на должность «преподавателя курса «основы безопасности жизнедеятельности», а затем «преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)».

Оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание положения Постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1968 года «О сроках и порядке ведения начальной военной подготовки молодежи», которым в общеобразовательных школах введена военная подготовка и предписано ввести в штаты средних общеобразовательных школ должность военного руководителя, в обязанности которого входило проведение учебных и внеклассных занятий по начальной военной подготовке и гражданской обороне, организационной и военно-патриотической работы с учащимися, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о тождественности этих должностей и обоснованно включил указанный период в специальный стаж Муллова В.Г.

Разрешая спор о включении в специальный стаж истца периода службы в армии по призыву с 29.11.1985 по 20.06.1987, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент прохождения истцом службы, действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, и дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения истцом военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959  № 1397.

Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку с учетом включения спорных периодов специальный стаж истца составил более 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях с момента обращения в пенсионный орган.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании и применении пенсионным органом норм материального права, с которым в силу вышеизложенного нельзя согласиться, и повлечь отмену состоявшегося судебного постановления не могут. В частности, ссылка на то, что тождество профессий при разрешении вопроса о праве гражданина на пенсионное обеспечение по старости вправе устанавливать только Министерство труда и социального развития Российской Федерации является несостоятельной.

В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ( пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 июня 2013 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи