Судебный акт
О признании незаконным бездействия по расторжению трудового договора
Документ от 06.08.2013, опубликован на сайте 26.08.2013 под номером 40545, 2-я гражданская, о признании незаконными бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Богомолов С.В.                                                                    Дело-33-2762/2013 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               06 августа 2013 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Фомичева Д.Ю.

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Анохиной Н*** Г*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 мая 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Прокурора Новоспасского района Ульяновской области  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства труда и социального развития Ульяновской области по непринятию мер, направленных на своевременное прекращение трудовых отношений с Анохиной Н*** Г***, работавшей до 22.04.2013 года в должности директора областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростов «Росток» в д. Рокотушка».

Признать незаконным Распоряжение № *** от 22.04.2013 года Министерства труда и социального развития Ульяновской области о переводе Анохиной Н*** Г*** на должность заместителя директора по общим вопросам областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростов «Росток» в д. Рокотушка».

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя третьего лица Анохиной Н.Г. – Насырова Н.Х., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  заключение прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности прекратить трудовой договор.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения норм трудового законодательства в областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток» установлено, что Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время Министерство труда и социального развития Ульяновской области) 11.01.2009 заключен трудовой договор с Анохиной Н*** Г*** о личном выполнении ею обязанностей директора ГУСО социальный приют «Росток», расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, деревня Рокотушка, улица Ш***, дом *** «***». В силу возложенных на нее обязанностей Анохина Н.Г. непосредственно осуществляла трудовые функции в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания.

Постановлением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 19.09.2012 уголовное дело частного обвинения в отношении Анохиной Н.Г. по ч. 1 ст. 116 УК РФ прекращено на основании ст.25 УПК РФ за примирением с потерпевшим.

Распоряжением *** от 22.04.2013 Министра труда и социального развития Ульяновской области директор ОГКУСО СП «Росток» Анохина Н.Г. переведена  на должность заместителя директора по общим вопросам областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток» в дер.Рокотушка». На основании данного распоряжения 23.04.2013 и.о.директора ОГКУСО СП «Росток» М*** А.С. издан приказ *** о переводе директора социального приюта Анохиной Н.Г. на должность заместителя директора по общим вопросам.

Учитывая, что Анохина Н.Г. осуществляет трудовую функцию в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних детей, следовательно на нее распространяются ограничения , предусмотренные ч.2 ст.331 и ст.351.1 ТК РФ. Поскольку она привлекалась к уголовной ответственности за совершение преступления против жизни и здоровья, производство по делу прекращено по не реабилитирующим основаниям,  трудовой договор с ней подлежит прекращению по обстоятельствам, независящим от воли сторон трудового договора, в связи с возникновением ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, на основании пункта 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, с соблюдением процедур, установленных Трудовых кодексом РФ.

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие Министерства труда и социального развития Ульяновской области по непринятию мер, направленных на своевременное прекращение трудовых отношений с Анохиной Н.Г., работавшей до 22.04.2013 в должности директора областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток»; признать незаконным действие Министерства труда и социального развития Ульяновской области о переводе Анохиной Н.Г. с должности директора ОГКУСО СП «Росток» на должность заместителя директора по общим вопросам областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток» в дер.Рокотушка».

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Государственное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток» в д. Рокотушка».

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  Анохина Н.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на кассационное определение Ульяновского областного суда от 15.08.2012, которым приговор Новоспасского районного суда от 22.06.2012 в отношении нее отменен и уголовное дело направлено на новое рассмотрение, а постановление того же суда от 19.09.2012, которым уголовное дело в отношении нее прекращено на основании ст.25 УПК РФ носит незаконный характер поскольку не отменен приговор мирового судьи от 05.04.2012. Полагает, что иск прокурора как и решение суда являются необоснованными, поскольку правовых последствий в виде наличия судимости по делу частного обвинения не наступило. 

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика  Министерства труда и социального развития  Ульяновской области, представителя третьего лица ОГКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Росток» в д.Рокотушка», третьего лица Анохиной Н.Г., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании трудового договора от   11.01.2009 ***, заключенного с Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области Анохиной Н.Г. была принята на должность директора  Государственного учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток» в д. Рокотушка».

Распоряжением №***  от 22.04.2013 Министра труда и социального развития Ульяновской области Анохина Н.Г. переведена с должности   директора ОГКУСО СП «Росток» на должность заместителя директора по общим вопросам данного учреждения.      

Правовое регулирование в сфере государственной защиты прав несовершеннолетних – исходя из требований Конституции РФ, ее статей 7 (часть2), 20 (часть 1), 21 (часть1), 22 (часть 1), 22 (часть1) и 38 (часть1), а также международно-правовых обязательств Российской Федерации – должно в приоритетном  порядке гарантировать им защиту достоинства личности, права на жизнь, права на свободу и личную  неприкосновенность, что предполагает, в частности, наличие законодательных мер, имеющих целью обеспечение безопасности каждого ребенка как непосредственно от преступных посягательств, так и от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику, которое может существенным образом повлиять на развитие  его личности, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях.

Особая ответственность за сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних, а также  за их воспитание в условиях, обеспечивающих полноценное психическое, духовное, нравственное и физическое развитие, лижет – помимо родителей, опекунов, попечителей – на лицах, которые реализуют свое конституционное  право на выбор рода деятельности и профессии в особой сфере , сопряженной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними.

Соответственно, требования, предъявляемые законодательством  об образовании к педагогическим  работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования, касаются не только  их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня. Этим  обусловлено наличие в Трудовом кодексе РФ главы 52 «Особенности  регулирования труда педагогических работников», а также  специального основания  увольнения работников, выполняющих воспитательные функции – имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и общественной безопасности (абзац третий части второй статьи 331 и статьи 351.1 ТК РФ).

При этом указанное ограничение (запрет) распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал таких организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.

Из материалов дела следует, что 02.03.2012 около 16.00 час. в здании районного суда по адресу Ульяновская область п.г.т.Новоспасское ул.К*** д***, после рассмотрения  гражданского дела по иску Н*** Г.С, с ОГКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Росток» о восстановлении на работе, Анохина Н.Г., на почве личных неприязненных отношений умышленно ткнула пальцем своей руки в правый глаз потерпевшей Н*** Г.С., причинив потерпевшей физическую боль. Противоправными действиями  Анохиной Н.Г. потерпевшей Н*** Г.С. был причинен  кровоподтек на веках правого глаза, который не расценивается как вред здоровью.

Постановлением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 19 сентября 2012 года прекращено уголовное дело частного обвинения в отношении Анохиной Н*** Г*** по ч. 1 ст. 116 УК РФ на основании ст. 25 УПК РФ за примирением с потерпевшим, т.е. по не реабилитирующим основаниям.

Поскольку трудовые отношения носят длящийся характер, поэтому  ограничения на занятие профессиональной деятельностью, связанной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними, для лиц, совершивших определенные преступления,  действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие должности.

При этом в соответствии с Постановлением  Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 Конституция РФ, допуская в силу статьи 55 (часть3) в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных, сохранившихся после отбытия ими уголовного наказания дополнительных обременений, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц. адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение, вместе с тем требует безусловного соблюдения предусмотренных ею гарантий личности и исходит из необходимости обеспечения справедливости соответствующих ограничений их соразмерности защищаемым  конституционным ценностям.

Из приведенной правовой позиции следует, что федеральный законодатель вправе ограничить доступ к работе с несовершеннолетними  лицам, имеющим или имевшим судимость и за иные преступления, помимо тяжких и особо тяжких преступлений, из числа указанных в  абзаце третьем части второй статьи 33ё и статье 351.1 ТК РФ, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, - если  имеются убедительные основания полагать, что  совершившее такое преступление лицо, будь оно допущено к педагогической или иной профессиональной  деятельности в сфере организации  отдыха и оздоровления несовершеннолетних, их медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, представляет потенциальную угрозу для их жизни, здоровья и нравственности.

В соответствии с Уставом основными задачами ГУСО «Социальный приют для детей и подростков «Росток»  является в том числе обеспечение несовершеннолетних квалифицированной медицинской, социально-правовой и психолого-педагогической помощью; обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с возложенными на него задачами Учреждение осуществляет в том числе следующие функции – обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних,  находящихся  в приюте,  в соответствии с законодательством РФ.

Согласно условиям трудового договора, заключенного с Анохиной  Н.Г., последняя  обязана организовывать высокоэффективную и устойчивую работу учреждения, его социальное развитие.

В силу возложенных на Анохину Н.Г. (как на директора, а равно и как на заместителя директора) обязанностей она осуществляет (осуществляла) трудовые функции в учреждении образования для несовершеннолетних с круглосуточным пребыванием, связанные с непосредственным контактом с детьми.

Исходя вышеизложенного,  учитывая обстоятельства совершения преступления,  давность его совершения (прошло чуть более года), характеристику личности Анохиной Н.Г., которая  приговором Новоспасского районного  суда Ульяновской области от 28.05.2013  осуждена по части 3 ст.160 УК РФ - мошенничество, за совершение преступления при исполнении должностных обязанностей директора ОГКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Росток», суд правильно признал незаконным  бездействие  Министерства труда и социального развития Ульяновской области по непринятию  мер, направленных на своевременное прекращение трудовых отношений с Анохиной Н.Г. – замещавшей должность директора  ОГКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Росток» в д.Рокотушка».

Прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям само по себе не исключает потенциальную опасность лица в отношении которого уголовное  преследование не было доведено до вынесения судом приговора.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы  в части того, что на настоящее время имеется не отмененный приговор мирового судьи судебного участка Новоспасского административного района Ульяновской области в отношении Анохиной Н.Г. по ст.116 УК РФ  и постановление Новоспасского районного суда Ульяновской области о прекращении  уголовного дела в отношении Анохиной Н.Г. по ст.116 УК РФ в связи с примирением сторон, что свидетельствует об отсутствии у Анохиной Н.Г. судимости  и соответственно оснований для ее увольнения с должности директора (заместителя директора) ОГКУ СО «Социальный приют для детей и подростков «Росток» в д.Рокотушка» являются не состоятельными, основанными на неверном толковании закона, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора Новоспасского района Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Анохиной Н.Г. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Анохиной Н*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: