Судебный акт
Об обязании зачесть службу в армии в педагогический стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости
Документ от 30.07.2013, опубликован на сайте 13.08.2013 под номером 40314, 2-я гражданская, о назначении трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Богомолова С.В.                                                                   Дело-33-2623/2013 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   30 июля 2013 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Хреновой Г.И.

судей Чурбановой Е.В., Грудкиной Т.М.

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 16 мая 2013 года, по которому постановлено:

Исковые требования Кузькина С*** А*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области зачесть в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период службы Кузькина С*** А*** в составе Вооруженных Сил СССР с 19.10.1978 по 29.04.1980 г. в связи с осуществлением педагогической деятельности, и назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости  на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 19.12.2012 года.

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Кузькина С.А., возражавшего против  доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузькин С.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска с иском о включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что 19 декабря 2012 года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением комиссии от 18.03.2013  *** протокол *** истцу в назначении пенсии было отказано в виду отсутствия необходимого для назначения пенсии 25-летнего стажа педагогической работы. Комиссия посчитала, что у истца  имеется педагогический стаж продолжительностью всего 24 года 0 месяцев 27 дней. При подсчете стажа, дающего право на назначение пенсии, не был засчитан период с 19.10.1978  по 29.04.1980  служба в Советской Армии (1 год 6 месяцев 10 дней).  Считает отказ незаконным поскольку  законодательство, действовавшего до 1991 года давало право на зачет указанного периода в специальный стаж педагогической деятельности.

Кузькин С.А. просил обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска зачесть в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности  период службы в Советской Армии по призыву с 19.10.1978  по 29.04.1980  (1 год 6 месяцев 10 дней), назначить ему досрочную  трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения – с  19 декабря 2012 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда  РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что при вынесении решения суд применил закон, не подлежащий применению, а именно: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Полагает, что данное Постановление не может быть применено, поскольку после утверждения новых Списков 1991 года пенсии по Спискам 1959 года назначаются в размерах и на условиях, установленных новым законодательством. Таким образом, законных оснований для  назначения пенсий по Спискам 1959 года не имелось. Кроме того, на момент действия Постановления от 17.12.1959, истец не отработал весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет, ввиду чего основания для удовлетворения его требований также отсутствовали. Правильность позиции Управления по данному вопросу подтверждается Постановлением Министерства труда РФ от 17.10.2003 №70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27, 28,  30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.    

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим  педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Как следует из материалов дела, истец Кузькин С.А. 19.12.2012 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой  пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском  районе г.Ульяновска от 18.03.2013 (протокол ***) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа. Всего ответчиком было засчитано в специальный стаж 24 года 0 месяцев 27 дней. При этом в специальный стаж истцу не был засчитан период его службы в рядах Советской Армии с 19.10.1978 по 29.04.1980 (1 год 6 месяцев 10 дней).

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с учетом включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 19.10.1978  по 29.04.1980  (1 года 6 месяцев 10 дней).

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи  с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях  в РСФСР».

В период службы истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.

В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Кузькин С.А. проходил военную службу по призыву с 19.10.1978  по 29.04.1980. Таким образом, период службы истца  в  рядах  Вооруженных  сил  СССР  относится  к  периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической  деятельности.

Обоснованной является ссылка районного суда на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П. 

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку с учетом включения спорного периода специальный стаж истца на момент его обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии составил  необходимые 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на  ответчика обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии  с 19 декабря 2012  года.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении пенсионным органом норм материального права и повлечь отмену состоявшегося судебного постановления не могут. Решение суда является законным и обоснованным.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Кузькина С.А., не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: