Судебный акт
Обвинительный приговор изменен: действия осужденного переквалифицированы с части 1 статьи 105 УК РФ на часть 4 статьи 111 УК РФ
Документ от 17.07.2013, опубликован на сайте 29.10.2013 под номером 40240, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1 УК РФ, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН: с ИЗМЕНЕНИЕМ квалификации: СО СМЯГЧЕНИЕМ наказания

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

***                                                             Дело № 22-2228/2013

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                             17 июля 2013 г.

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего         Львова Г.В.,

судей          Коротковой Ю.Ю. и  Копилова А.А.,

с участием прокурора Хуртиной А.В.,

адвоката Мальцева Д.В.,

осужденного Вихляева В.И.,

при секретаре  Лавренко Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу осужденного Вихляева В.И. и апелляционное представление заместителя прокурора Ленинского района г.Ульяновска Матвеева А.А. на приговор Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 июня 2013 года, которым

Вихляев  В****** ранее на территории Российской Федерации не судимый,

осужден по части первой статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на одиннадцать лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения в виде содержания под стражей оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.

Срок отбывания наказания постановлено исчислять с 16 февраля 2013 года.

Решен вопрос о вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Коротковой Ю.Ю., выступления прокурора Хуртиной А.В. осужденного Вихляева В.И., адвоката Мальцева Д.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вихляев В.И. осуждён за умышленное причинение смерти Ч*** Т.А., совершенное 13 февраля 2013 года в городе Ульяновске, при обстоятельствах подробно изложенных в приговоре суда.

В апелляционной жалобе осужденный Вихляев В.И., не соглашаясь с судебным решением, считает его незаконным, необоснованным и несправедливым.

В обоснование жалобы указывает, что в ходе предварительного расследования следователь относился к нему предвзято, достаточных доказательств для признания его виновным в инкриминируемом преступлении не установлено. Утверждает, что от его действий не могли наступить последствия в виде смерти потерпевшей.

Обращает внимание на то, что свидетели Я*** Н.Г., Н*** А.В. в момент допроса на предварительном следствии находились в состоянии алкогольного опьянения, не могли адекватно воспринимать происходящее, их показания изложены самим следователем и  полностью идентичны.

Полагает, что обвинение построено на домыслах следователя и ничем объективно не подтверждается, кроме показаний свидетелей, которых следователь вынудил дать такие показания.

Кроме того, ни следователем, ни судом не устранены противоречия в показаниях данных свидетелей, не установлено, чем они сами занимались 12 и  13 февраля 2013 года, что происходило с потерпевшей после того, как он ушел, почему указанные свидетели оставили ее раненой на полу; не  были допрошены соседи осужденного, которые могут подтвердить, что 13 февраля 2013 года он находился в трезвом состоянии.

Также обращает внимание, что ножевое ранение на теле потерпевшей Ч*** Т.А. находится на плече, которое не может быть признано жизненно-важным органом, в связи с чем не может быть установлен умысел на убийство потерпевшей. В ходе проведения следственного эксперимента Вихляев  В.И. продемонстрировал, что он приставил нож к плечу потерпевшей, а не к ее груди, как указал следователь. Считает, что потерпевшая Ч*** Т.А. в ярости натолкнулась на нож, который он  приставил к ее плечу.

Автор жалобы также ставит под сомнение заключения судебных экспертиз, поскольку в них содержатся предположения эксперта, а не однозначные утверждения. При этом следователем не был обнаружен нож, который Вихляев В.И. приставлял к плечу потерпевшей.

Просит приговор суда отменить, переквалифицировать его действия на статью 109 УК Российской Федерации.

В апелляционном представлении заместитель прокурора Ленинского района города Ульяновска Матвеев А.А. считает приговор суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование представления указывает на нарушение судом статей 307 и 308 УПК РФ, отсутствие анализа всем доказательствам, на которых основаны его выводы; простое перечисление в приговоре доказательств без изложения их содержания. Кроме того, считает, что суд не мотивировал размер назначенного осужденному наказания.

Просит приговор отменить, вынести законное решение по делу.

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Вихляев В.И. и адвокат Мальцев Д.В. поддержали доводы апелляционной жалобы;

- прокурор Хуртина А.В., возражая против доводов жалобы, считает приговор подлежащим изменению, поскольку в действиях Вихляева В.И. имеет место умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Судебная коллегия по уголовным делам, проверив доводы жалобы, а также материалы дела, заслушав выступления  участвующих лиц, приходит к выводу об изменении приговора.

Как установлено судом первой инстанции, 13 февраля 2013 года, во второй половине дня, более точное время не установлено, находясь в квартире, расположенной по адресу: г.Ульяновск, пр-т Нариманова, ***, Вихляев В.И., в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений с находившейся там же Ч*** Т.А., нанес последней один удар рукой в область головы, после чего со значительной силой нанес ей приисканным в квартире ножом, обладающий большой поражающей способностью, один удар в область расположения жизненно-важных органов - грудную клетку, а затем скрылся с места преступления.

В результате вышеописанных действий Вихляев В.И. причинил потерпевшей Ч*** Т.А. ссадину в левой скуловой области, не расценивающуюся как вред здоровью, а также проникающее колото-резаное ранение груди с повреждением левого легкого, осложнившееся наружным и внутренним кровотечением, левосторонним гемотораксом (1500 мл.), острой кровопотерей, квалифицирующееся как причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, и повлекшее смерть потерпевшей на месте происшествия спустя непродолжительное время.

Выводы суда о виновности Вихляева В.И. основаны на исследованных в судебном заседании и изложенных в приговоре доказательствах, получивших надлежащую мотивированную оценку с точки зрения их достоверности, допустимости и достаточности для постановления в отношении  него обвинительного приговора.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влияющих на правосудность приговора и дающих основание для его отмены, по делу не имеется.

Однако, признавая Вихляева В.И.  виновным в убийстве, суд исходил, в первую очередь, из самого факта причинения им тяжкого вреда здоровью Ч*** Т.А.

При этом суд не принял  во внимание, что согласно заключению судебно-медицинской экспертизы трупа Ч*** Т.А. обнаружено проникающее колото-резанное ранение грудной клетки слева, а именно, рана на передней поверхности области левого плечевого сустава с повреждением мягких тканей области  левого плечевого сустава с повреждением по ходу раневого канала мягких тканей передне - боковой поверхности грудной клетки слева во втором межреберье по пернедне - подмышечной линии, повреждение верхней доли левого легкого; ссадина левой скуловой области.

Осужденный Вихляев В.И. в ходе предварительного следствия и в судебных инстанциях последовательно утверждал, что не имел  умысла на убийство потерпевшей. Во время конфликта с потерпевшей он взял со стола небольшой кнопочный нож и приставил его к плечу Ч*** Т.И., надеясь, что та испугается и утихнет.  Однако она стала кричать: «Давай, режь меня» и сама бросилась на нож, в результате чего ей был причинен порез в области плеча. Потерпевшая сознание не теряла и просила не вызывать скорую помощь.  Приставив нож к плечу потерпевшей, он не предвидел возможности наступления от этих действий ее смерти.

Из показаний непосредственного очевидца произошедшего – Н*** А.В.  следует, что в его присутствии Вихляев нанес удар кулаком правой руки по лицу Ч*** Т.А., затем схватил со стола кухонный нож и ударил им потерпевшую в область левого плеча. На его вопрос о том, что происходит, Вихляев не ответил, оттолкнул его и вышел из квартиры. После этого он стал помогать Ч*** Т.А., смыл кровь, предложил вызвать скорую помощь, но та отказалась.

В ходе проверки показаний на месте совершения преступления  осужденный и Никифоров А.В. демонстрировали нанесение Вихляевым В.И. удара в область  плеча Ч*** Т.А.

Таким образом, вывод суда о том, что действия Вихляева В.И. были направлены на нанесение потерпевшей удара ножом в область расположения жизненно-важных органов – левую сторону грудной  клетки, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В этой  части судебная коллегия  считает  установленным умысел осужденного на причинение тяжкого вреда здоровью нанесением  со значительной силой удара ножом, обладающим большой поражающей  силой, в область  левого плеча, что являлось опасным для жизни потерпевшей и повлекло по неосторожности ее смерть.

По смыслу уголовного закона при убийстве умысел виновного направлен на лишение потерпевшего жизни, а при совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ, отношение виновного к наступлению смерти потерпевшего выражается в неосторожности.

При решении вопроса о направленности умысла виновного следовало исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного, учитывая способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений, а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения.

В соответствии со ст. 14 УПК РФ все сомнения  в виновности  обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном процессуальным законом, толкуются в пользу обвиняемого, а приговор не может быть основан на предположениях.

Из материалов дела видно, что осужденный нанес лишь один удар ножом в область плеча, которое не является жизненно-важным органом. Однако само по себе нанесение удара ножом со значительной  силой себе не свидетельствует об умысле Вихляева В.И. на совершение убийства Ч*** Т.А. Характер действий Вихляева В.И., локализация удара (плечо), его последующее поведение  свидетельствовали об отсутствии у него прямого или косвенного умысла на лишение потерпевшей жизни. Других данных, позволяющих утверждать, что умысел осужденного был направлен именно на причинение смерти потерпевшей, в приговоре не приведено.

Следовательно, вывод суда о предвидении  Вихляевым В.И. наступления от его действий смерти потерпевшего не был основан на материалах уголовного дела, которые бесспорно свидетельствуют об умысле осужденного на совершение убийства потерпевшей. Отношение к смерти потерпевшей у него выразилось в форме неосторожности.

Действия Вихляева В.И. следует квалифицировать по ч. 4 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Доводы жалобы о переквалификации действий на ч. 1 ст. 109 УК РФ были предметом тщательной проверки в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными. Выводы суда в этой части подробно мотивированы. У судебной коллегии не имеется оснований для иной оценки действий Вихляева В.И., явно имеющих умышленный характер.

Версия Вихляева В.И. о том, что потерпевшая сама натолкнулась на нож, опровергнута заключением судебно-медицинской экспертизы  по материалам дела № 164, которым исключено  образование  колото-резанного повреждения у Ч*** Т.А. при обстоятельствах, изложенных осужденным.

Доводы осужденного Вихляева В.И. о недостоверности выводов заключения судебно-медицинской экспертизы и необходимости назначения повторной экспертизы являются необоснованными, поскольку экспертное исследование было проведено лицом, обладающим  специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Само заключение является мотивированным и полным, не вызывает новых вопросов в отношении исследованных обстоятельств уголовного дела и сомнений в обоснованности, не содержит неясностей и противоречий, соответствует требованиям статьи 204 УПК РФ.

Виновность Вихляева подтверждается показаниями свидетелей Я*** Н.Г., Н*** А.В., Н*** И.Х., а также других свидетелей и  письменными доказательствами (протоколом осмотра места происшествия, протоколом опознания трупа Ч*** И.А., протоколом опознания ножей; протоколом осмотра предметов, заключениями экспертиз и др.), исследованными в судебном заседании и подробно изложенными  в приговоре.

При этом сам осужденный не оспаривает факт причинения вреда здоровья потерпевшей в результате применения им ножа.  

Каждому доказательству дана надлежащая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а всей совокупности доказательств - достаточности для разрешения уголовного дела.

Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для признания недостоверными показания свидетелей Я*** Н.Г., Н*** А.В. на предварительном следствии. Данные показания были подтверждены ими в ходе судебного разбирательства. Оснований оговаривать осужденного указанными свидетелями не установлено.  Никаких объективных данных, свидетельствующих о фальсификации  этих доказательств, предвзятом отношении следователя, не  имеется.

Таким образом, виновность осуждённого нашла свое объективное подтверждение и бесспорно доказана в ходе судебного разбирательства, обеспечившего для сторон надлежащие условия для реализации принципа состязательности и установления истины по делу.

Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов суда о виновности Вихляева В.И. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей. 

Изменение квалификации действий осужденного влечет снижение назначенного наказания.

При решении вопроса о наказании судебная коллегия учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные  о личности осужденного, влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а также обстоятельства, смягчающих наказание, которые приведены в приговоре и правильно установлены судом первой инстанции.

Учитывая все фактические обстоятельства совершенного преступления и степень его общественной опасности, судебная  коллегия не находит оснований для применения правил статей 73 и 64 УК РФ и  изменения категории преступления в соответствии с правилами части шестой статьи 15 УК РФ.

Руководствуясь статьями 389¹³, 389²⁰, 389²⁸, 389³³УПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 июня 2013 года в отношении ВИХЛЯЕВА В*** И*** изменить.

 

Переквалифицировать действия Вихляева В.И. с части 1  статьи 105 УК РФ на часть 4 статьи 111 УК РФ, по которой назначить наказание  в виде лишения свободы сроком на 9 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

 

В остальном этот же приговор оставить без изменения, а апелляционную жалобу и апелляционное представление  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: