Судебный акт
Спор о понуждении управляющей компании к выполнению решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Документ от 23.07.2013, опубликован на сайте 16.08.2013 под номером 40159, 2-я гражданская, о понуждении к исполнению решения общего собрания собственников жилья от 11.01.13, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Усова В.Е.                                                                    Дело № 33-2461/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       23 июля 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Чурбановой Е.В. и  Грудкиной Т.М.

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гусейнова К*** А*** оглы на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2013 года, по  которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Гусейнова К*** А*** оглы к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстройсервис» об обязании ООО «УК «Жилстройсервис» осуществлять управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт по ул. К***, д. №*** г. Ульяновска  в соответствии с решениями собственников МКД, указанными в протоколе от 11.01.2013 года, инициатором которого является Гусейнов К.А.;  обязании ООО «УК «Жилстройсервис», ему, проживающему по адресу: г. Ульяновск, ул.К***, д.***, кв.*** выставлять платежные документы на оплату текущего ремонта и плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года в соответствии с решением общего собрания собственников жилья  от 11.01.2013 года,  в том числе осуществлять управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт по ул. К***, д.*** г. Ульяновска в соответствии с решениями собственников МКД, указанными в протоколе от 11.01.2013 года, инициатором которого является Гусейнов К.А; признании недействительным пункта 35 Приложения № 1 к Договору управления *** от 01.03.2009 года – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  пояснения истца Гусейнова К.А.о., его представителей Пахомовой И.Х., Разумовой Н.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гусейнов К.А. обратился в суд с иском, уточненным и дополненным в ходе судебного разбирательства, к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстройсервис» о понуждении к исполнению решения общего собрания собственников помещений  многоквартирного жилого дома.

В обоснование иска указал, что он является собственником квартиры *** дома *** по ул. К*** в г.Ульяновске. Дом находится в управлении ООО «УК Жилстройсервис». В период с 27.12.2012 по 10.01.2013 было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, что подтверждается протоколом  от 11.01.2013. На общем собрании приняты решения об утверждении перечня и стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту  общего имущества в многоквартирном доме: утвержден перечень работ и услуг по содержанию общего  имущества многоквартирного дома и размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 14 руб. 53 коп. с 1 кв.м. жилого помещения; утвержден перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома  и размер платы  за текущий ремонт общего имущества дома в размере 2 руб. 50 коп.  с одного кв.м. жилой площади.  Однако исполнению данных решений препятствует управляющая компания. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилья  и размер платы определены с учетом мнения управляющей компании. Однако же в платежном документе от 13.02.2013 указано, что по строке «содержание  жилья» собственник должен платить 16,95 руб. за 1 кв.м., строка по текущему ремонту отсутствует, что не соответствует выбранному собственниками размеру платы за содержание и ремонт жилья на 2013 год. На его обращения по данному вопросу в ООО «УК Жилстройсервис» ответа не было.

Просил суд обязать ООО «УК «Жилстройсервис» осуществлять управление многоквартирным  домом,  содержание  и  текущий  ремонт  по  ул. К***,  д. *** г.Ульяновска  в соответствии с решениями собственников МКД, указанными в протоколе от 11.01.2013 года, инициатором которого является Гусейнов К.А.;  обязать ООО «УК «Жилстройсервис», истцу, проживающему по адресу: г. Ульяновск, ул.К***, д.***, кв.*** выставлять платежные документы на оплату текущего ремонта и плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на период с 01.01.2013  по 31.12.2013 в соответствии с решением общего собрания собственников жилья  от 11.01.2013,  в том числе осуществлять управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт по ул. К***, д.*** г. Ульяновска в соответствии с решениями собственников МКД, указанными в протоколе от 11.01.2013 года, инициатором которого является Гусейнов К.А; признать недействительным пункт 35 Приложения № 1 к Договору управления *** от 01.03.2009 года.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Гусейнов К.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение  об удовлетворении его исковых требований. Указывает, что  судом не учтены положения ч.4 ст.158 ЖК РФ, согласно которым предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме   устанавливать размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Судом оставлено без внимания и не дана правовая оценка тому обстоятельству, что согласно п. 1.1 Договора № 1842 на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома управляющая компания осуществляет управление многоквартирным домом № *** по улице К*** города Ульяновска по поручению собственников и за их счет. Не учтено, что управляющей компанией  в органы местного самоуправления для принятия тарифа на содержание и ремонт на 2013 год для нанимателей муниципальных квартир направлялся только один протокол общего собрания собственников от 11.01.2013 года, инициатором которого являлась Ильина М.В. Судом не дана правовая оценка протоколу общего собрания собственников от 11.01.2013 года, инициатором которого являлся истец,  которое проведено в соответствии с соблюдением действующего законодательства. До настоящего времени органом местного самоуправления размер платы за содержание и ремонт не установлен для его дома.

При этом, ООО «УК Жилстройсервис» не было представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ, управление многоквартирным домом № *** по улице К*** г. Ульяновска, в соответствии с  утвержденным собственниками размером платы согласно протоколу общего собрания от 11.01.2013 года.

Не принято во внимание, что решением общего собрания собственников многоквартирного дома *** по ул. К*** от 11.01.2013 было принято решение об исключении  из технического обслуживания электроплит, поскольку за период с 2009 года по 1 квартал 2013 года данные работы не выполнялись ООО «УК Жилстройсервис», в том числе и с помощью привлечения подрядных организаций. Не соответствует действительности вывод суда о выполнении работ ООО «Защита»

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика ООО «УК «Жилстройсервис», представителей третьих лиц администрации города Ульяновска, УФ ООО «РИЦ», ООО «РИЦ» (ОРУГ № 30), Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, Комитета ЖКХ  администрации г. Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Гусейнов К.А. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № *** в доме № *** по ул.К*** в г.Ульяновске (свидетельство о государственной регистрации права серии АС *** от 25.07.2001).

На основании  решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. К***, дом ***, от 27.11.2008 управляющей компанией является  ООО «УК  Жилстройсервис» на условиях, также  определенных указанным  решением.

Согласно  ч. 5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным Кодексом порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

По смыслу положений ст.ст. 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации право на управление многоквартирным жилым домом возникает у управляющей организации на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого на основании решения собрания собственников помещении такого дома.

При этом, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом относится порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Под порядком определения цены договора понимается методика расчета общей стоимости указанных в договоре услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в течение всего срока действия договора управления.

Перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества был утвержден общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме от 27.11.2008 года и указан в Приложении № 1 к договору управления многоквартирным домом.

В силу прямого указания закона с момента принятия собственниками помещений решения об избрании управляющей организации и принятия данной организацией многоквартирного дома в управление (одобрения принятого собственниками решения) между управляющей организацией, собственниками помещений и иными лицами возникают предусмотренные законом и подзаконными нормативными актами обязательства.

В связи с этим избранная управляющая организация обязана в полном объеме, предусмотренном законом, надлежащим образом выполнять работы и оказывать услуги в интересах собственников помещений многоквартирного дома.

Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме - это поддержание состояния, соответствующего требованиям различных нормативно-правовых актов: в частности, технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиенических нормативов, стандартов и иных документов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В период с 23.12.2012  по 08.01.2013  в доме № *** по ул.К*** в г.Ульяновске состоялось  собрание в форме заочного голосования, проводимого по инициативе собственника Ильиной М.В., на повестку дня которого  был поставлен вопрос об утверждении размера платы за содержание общего имущества и платы на текущий ремонт на 2013 год. Ввиду отсутствия кворума  тарифы  на 2013 год приняты не были.  Указанное собрание никем из собственников оспорено не было.

Согласно п. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

17.01.2013 года ООО «УК Жилстройсервис» в адрес Председателя Комитета ЖКХ и экологии Администрации города Ульяновска  был направлен протокол от 11.01.2013 заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме ***  по ул.К***  в г.Ульяновске для принятия тарифа на содержание и ремонт на 2013 год для нанимателей муниципальных квартир.

В связи с тем, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме не приняли тарифы на содержание и ремонт общего имущества на 2013 год управляющая компания , выполняя работы по договору продолжает взимать плату по тарифу. утвержденному на 2012 год в размере 16 руб. 95 коп. При этом в указанный размер входит как плата за содержание общего имущества, так и его ремонт, что подтверждено сетами , выставляемыми ответчиком к оплате собственникам помещений дома *** по ул.К*** г. Ульяновска.  

Как следует из вышеуказанного договора на управление многоквартирным жилым домом в размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома *** по ул.К*** г. Ульяновска входят в том числе и осенний и весенний осмотры жилого дома, дважды в год дезинфекция и дератизация всех элементов мусоропровода, а также обслуживание электроплит.  

По инициативе Гусейнова К.А.,  в период с 27.12.2012 года по 10.01.2013 года проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме *** по ул.К*** в г.Ульяновске в форме заочного голосования. Из  протокола № *** общего собрания собственников от 11.01.2013 года видно, что собственники дома утвердили размер платы за содержание в размере 14,53 рубля, предложенный Советом дома без технического обслуживания электроплит, а также утвердили размер платы на текущий ремонт общего имущества в размере 2,5 руб. и перечень работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. 

При этом из анализа представленных документов следует, что принятый собственниками тариф установлен с учетом исключения части обязательных работ по содержанию общего имущества дома, а именно сокращения периодичности проведения технических осмотров дома и проведения дезинфекции и дератизации и т.д.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. (ст.39 ЖК РФ).

В соответствии с пунктами 10,11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 предусматривают, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о  санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.

В силу требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в частности, управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Указанные Правила устанавливают, что техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, которые следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В Приложении № 1 приведена рекомендуемая периодичность осмотров, в том числе предусмотрено техническое обслуживание стационарных электроплит.

Таким образом, содержание и управление многоквартирным домом или техническое обслуживание жилищного фонда призваны обеспечить нормальное функционирование зданий и инженерных систем, что подразумевает включение в их состав работ по контролю за состоянием всех систем дома и оборудования.

В соответствии с пунктами 5.6.3, 5.6.20 Правил   организация, обслуживающая жилой дом, должна осуществлять эксплуатацию внутриквартирных групповых линий питания электроплит, включая аппараты защиты и штепсельные соединения для подключения электроплит; техническое обслуживание электроплит должно осуществляться один раз в год, при этом проводятся измерение потенциала между корпусом электроплиты и заземленным сантехническим оборудованием кухни, измерение величины сопротивления изоляции электроплиты и питающего кабеля в нагретом состоянии (испытания кабеля осуществляются вместе со штепсельной вилкой), проверка работы переключателей мощности конфорок и жарочного шкафа, осмотр ошиновки и проводов, подтяжка креплений.

Таким образом, понятие  обслуживание электроплит включает в себя большей частью общее имущество, т.е. электросистему, к которой подключается электроплита и правильность ее подключения. При этом, учитывая то, что электроплиты подключены к единой системе, на них подается напряжение более 220 вольт, соответственно в целях безопасности жильцов дома требуется в том числе и проверка исправности данного оборудования, с целью исключения перегрузки общей системы и выхода ее из строя.

Исходя из этого, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца об обязании ответчика исключить из договора управления многоквартирным жилым домом пункт, предусматривающий обслуживание электроплит.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что суд не принял во внимание то, что электроплиты не являются общим имуществом МКД, а также то, что решение общего  собственников исключило данный пункт из договора на управление многоквартиным жилым домом, поскольку указанные работы управляющей компанией не проводились,  не состоятельны и не являются основанием к отмене судебного решения.

Как указывалось выше, проведение указанных видов работ по поддержанию системы электроснабжения электроплит в доме истца, в силу закона является обязательным, соответственно их исключения из договора управления неправомерно. Сам факт невыполнения, либо ненадлежащего выполнения  работ по обслуживанию электроплит является лишь основанием к возложению на управляющую компанию данной обязанности, в том числе и в судебном порядке, но не является основанием к исключению данного вида работ из договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также решение вопросов пользования имуществом и предоставление коммунальных услуг.

При этом,  сокращение выполнения определенных видов работ, в частности периодичности проведения технических осмотров (до 1 раза) противоречит пункту 2.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, в соответствии с которым общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).

Так, содержание и управление многоквартирным домом или техническое обслуживание жилищного фонда призваны обеспечить нормальное функционирование зданий и инженерных систем, что подразумевает включение в их состав работ по контролю за состоянием всех систем дома и оборудования, в том числе и включение в состав подлежащего осмотру электрооборудования стационарных электроплит граждан. Исходя из того, что принятый на общем собрании от 11.01.2013, проведенном по инициативе Гусейнова К.А.о., тариф за обслуживание мест общего пользования в размере 14,53 руб. с квадратного метра жилой площади  не включает в себя часть обязательных работ по обслуживанию дома (сокращение периодичности  технических осмотров здания, дезинфекции, дератизации и т.д., а также исключение технического обслуживания электроплит), что может привести к снижению качества работ по обслуживанию мест общего пользования, а в итоге к снижению безопасности проживания собственников в данном многоквартирном жилом доме, суд правильно пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания к обязанию ответчика производить начисления собственников за содержание общего имущества   по тарифу, утвержденному общим собранием собственников от 11.01.2013, проведенным по инициативе Гусейнова К.А.о.

Не являются основанием к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы в части того, что судом не дана правовая оценка принятому общим собранием  решению от 11.01.2013. Так, проведение данного собрания сторонами не оспаривалось. Суд, рассматривая исковые требования в пределах заявленных, дал надлежащую правовую оценку решению указанного собрания в части принятых тарифов на обслуживание общего имущества дома, а также исключению из перечня работ – обслуживание стационарных  электроплит, не соглашаться с данной оценкой у судебной коллегии оснований не имеется.

Поскольку  суд пришел к выводу о том, что принятый на общем собрании от 11.01.2013, проведенном по инициативе истца, тариф необоснован и выполнение работ, в соответствии с ним может привести к ухудшению качества оказываемых услуг, направление, либо не направление решения данного собрания в орган местного самоуправления, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеется.

При этом необходимо принять во внимание и то, что взимание с собственников  и жильцов дома № *** по ул.К*** г. Ульяновска платы за содержание и ремонт мест общего пользования по тарифу , принятому на 2012 год, их права ничем не нарушает, поскольку размер данной платы несколько ниже той, на взимании которой настаивает истец (16,95 руб. в 1 кв.м. – плата за содержание и ремонт мест общего пользования – действующей тариф; (14,53 руб. – плата за содержание + 2.5 руб. – плата за ремонт мест общего пользования = 17,03 руб. – предлагаемый собственниками тариф). Требований же о разбивке общей суммы, выставляемой в платежных документах за содержание и ремонт мест общего пользования, на конкретные виды работ, услуг с указанием их стоимости  истцом не заявлялось.

В остальной части доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалобы судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2013 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу  Гусейнова К*** А*** оглы – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

Судьи